«Художник так же, как поэт, сюжет в себе переживает...»
Выставка живописи хвалынского художника А.А.Карпова
Автор: Бородина Валентина Ивановна
Дата мероприятия: 12.01.2024-22.02.2024
Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина в г. Хвалынск. ул. Ленина, 89.
Алексей Карпов – личность яркая и многогранная, успешно сочетающая в себе множество талантов. Он журналист, автор-исполнитель собственных песен, прозаик, художник. Алексей с детства был переполнен цветом, словом, музыкой, которые со временем обрели «голос» и возможность выплеснуться на бумагу, холсты и в ноты. Он известен не только как журналист родной хвалынской газеты «Звезда», но и в соседнем Балаково по многочисленным статьям, интервью и репортажам в газете «Суть», где он много лет работал. Знают его по стихам и прозе на страницах сайта «Проза.ру». Алексей создал огромное количество словесных портретов своих земляков для газетных полос, событийных репортажей родной газеты «Звезда», но, как часто бывает и с фотографами, сам оказался «за кадром», будучи его невидимым участником. Персональная выставка Алексея Карпова «Художник, так же, как поэт, сюжет в себе переживает...» открывает землякам одну из малоизвестных граней его «закадровой» жизни.
Несколько лет назад Алексей вернулся в родной город, с которым у него всегда была прочная связь. И его появление стало заметно не только на страницах местной газеты и в культурной жизни города, оно было сразу ознаменовано обновлённым фасадом родного дома: сочетанием ярких зелёного и оранжевого в нём, на фоне которых краснеет осенью рябина перед окнами. Окон на фасаде два и дом теперь глядит на тебя и стоящую рядом пожарную каланчу в оба выразительных «глаза». Из этих окон увидена зимняя «Родная улица» с пожарной каланчой – известным архитектурным памятником Хвалынска, окна являются «персонажами» и его многочисленных натюрмортов: «Крепитесь люди, скоро лето…», «Славянский ужин». У каждого художника есть свой цвет и по этому сочетанию, заявленному уже на фасаде родного дома, можно узнать художественные работы Карпова. Он пишет лето и осень, пейзажи и натюрморты, которые нам дарят эти времена года. И даже в его зимних этюдах преобладают тёплые жёлтые, оранжевые, красные в окраске зданий, как в «Вечернем звоне», или в растительности, не успевшей сбросить осенний наряд перед первым снегом, как в «Домике в деревне». Алексей пишет картины по наитию, и, возможно, поэтому его работы обладают удивительно светлой и позитивной энергетикой. Он не пишет панорамных пейзажей, его интересуют камерные уголки, где каждая деталь сама излучает свет, его «Космос» умещается в небольшом водоёме с плавающими в нём яблоками, длинными стеблями водяных растений, «парашютиками» семян береговых трав, в просветах которых отражено небо. Этот этюд является «эпиграфом» ко всему творчеству Алексея. Художник строит образ природы, дотошно вникая во все подробности, добиваясь точности в характеристике. Статичность пейзажей, их композиционные решения наполняют работы удивительной сказочностью. Стволы в лесной чаще строят ритм народной колыбельной песни. Солнечные блики на листве яблонь ложатся на холст пестрой, переливчатой парчой. Голубое небо в просветах между вязью яблоневых, рябиновых или сосновых ветвей создаёт ощущение пространственного освещения.
Живописью Алексей увлёкся давно. Встреча с замечательным хвалынским художником С.Г. Серовым оказала на него сильное влияние, и ему захотелось взять в руки кисть и выплеснуть на холст свои чувства. Поначалу под влиянием Серова он стремился быть «как все», старательно копируя постановочные натюрморты в мастерской своего старшего наставника. Словом, всерьёз причислял себя к реалистам, и добивался неплохих успехов. С течением времени изменилось восприятие мира и любитель-реалист становится самобытным художником. Помню, когда впервые ещё в 1990-е годы увидела натюрморты Алексея, они мне напомнили жостовские подносы – такие же яркие и «густонаселённые» флорой. Каждый мотив подан в звонкой колористической оркестровке, также ясен и пронизан таким сияющим светом, где взрослое видение как-то незаметно смыкается с видением детским– свежим, удивлённым, очарованным. А ещё в каждой работе ощущается Алексей-поэт, названия работ придают им новое образное звучание: «Улепётывает лето, лепестками дни роняя…», «И всё-таки лето кончается…», «Купание красных яблок»…
Когда-то, в советские времена, деление на профессиональное и самодеятельное искусство было очень жёстким. Даже участие в выставках всегда происходило по такому же принципу. Самодеятельные всегда выставлялись отдельно. К ним относились с нисхождением. Балуются там люди красками и ладно. Так или иначе, слово «самодеятельный художник» было почти ругательным. А зря. Сейчас, прожив уже большую часть жизни, я понимаю, что такое отношение в принципе абсурдно. Ведь главное-то другое: смог человек выразить себя в творчестве, нашёл, о чём рассказать другим людям, вложил свою душу и чувства в работу, значит он настоящий художник. Можно смотреть бездушные и холодные, но профессионально сделанные работы и понимать, что вся эта мощь холста, красок и мастерства ничего не выражает и никому не интересна. Зато сделанная трепетно и талантливо работа, даже чуть наивная, западает в душу. Можно написать целый список знаменитых художников, которые состоялись как художники, но не заканчивали Академий: Поль Гоген, Фрида Кало, Морис Утрилло, Анри Руссо, Морис де Вламинк, Сальвадор Дали, Александр Бенуа, Ван Гог… У каждого свой путь в искусство. Когда смотришь на эти имена, становиться понятно, что главное не образование, а желание человека творить, создавать свой мир и своё искусство. В своём творчестве такие «чудаки» умудряются сберечь в себе ребёнка, сохранить детский взгляд на окружающий нас мир, чуждый суете, тщеславию и другим человеческим страстям. У Алексея Карпова можно учиться добру! Его картины наполнены душевным теплом и глубокой искренней добротой. Такая вот у него «национальная идеология». Это целый мир, в который надо просто войти, чтобы его понять. Причём войти без предубеждения, с чистым сердцем – ведь именно чистым сердцем создаются его работы.
Алексей пишет стихи, в его стихах есть особое дыхание, которое иначе называется – музыкальное начало. В родном городе он известен больше как автор-исполнитель собственных песен, и они под стать его живописи. Мы любим бардов не за виртуозное владение инструментом, а за искренность. Бардовская песня, которую когда-то называли «самодеятельной», это, прежде всего, содержание, чтобы родилась песня, обязательно с автором должно произойти какое-то событие внешнее или внутреннее. Это, скажем так, думающая песня для думающих людей. Алексей, как и в своих камерных живописных работах, помогает нам услышать тихие вещи, сопереживать, думать, доверительно общаться. Поэтому у Алексея прозаическо-поэтическое слово и живопись – это два крыла одного большого «самолёта», направление полёта которого находится поодаль от основного течения массового искусства. Его поэзия и проза, как и живопись, потому и хороши, что сочиняются и пишутся не на потребу, не на заказ, а по велению сердца – по необходимости выговориться, что-то передать другим, родственным душам. Своё кредо он выразил в незатейливых строчках: