Рекламный баннер 990x90px ban1
92.58
103.38
Рекламный баннер 728x90px main1

Когда на озеро слетает сон стальной

«Когда на озеро слетает сон стальной…»

(Выставка акварелей В.Ф. Мощенко из собрания музея, с 05.06 по 12.07.24)

Автор: Бородина Валентина Ивановна

5 июня 2024 года в Художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина открылась выставка акварелей саратовского художника Василия Фёдоровича Мощенко (1908-1984), они поступили в музей благодаря директору краеведческого музея Фёдору Григорьевичу Пичиенко (1916-1999), который лично знал В.Ф. Мощенко. Они познакомились во время путешествия на теплоходе по Волге. Ф.Г. Пичиенко был профессиональным художником и мог оценить творчество саратовского графика по достоинству. В 1985 году, уже после смерти В.Ф. Мощенко, более двух десятков офортов и акварелей от его вдовы сначала поступили в художественный отдел Хвалынского краеведческого музея, а затем, после реорганизации музея, в Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина.

Василий Федорович Мощенко родился в г. Орске Оренбургской губернии. Судьба забросила его в Саратов, где в 1941 году он окончил театрально-декоративное отделение Саратовского художественного училища. Среди его учителей были известные саратовские мастера – И.Н. Щеглов, Б.В. Миловидов, Е.К. Шаблиовский, А.В. Скворцов. Василий Федорович был участником Великой Отечественной войны, после которой стал работать в художественном музее им. А.Н. Радищева. Сотрудничал В.Ф. Мощенко и с музеем краеведения, занимаясь оформлением выставок. Также занимался оформлением декораций для театров. Принимал участие в различных выставках живописи и графики не только в Саратове, но и в других городах СССР. С 1967 года Василий Фёдорович член Союза Художников. За период с 1968 по 1977 годы. Василий Федорович принял участие в семи выставках вместе с И.М. Новосельцевым, Б.А. Протоклитовым, В.О. Фомичевым, И.М. Миловидовым. Художник успешно занимался классическим офортом, экслибрисами.

Рисунок Василия Фёдоровича отличался твёрдостью – качество необходимое при работе иглой по металлу. Офорт требует больше рассудительности и взвешенности от художника, чем живопись. Надо сначала хорошо подумать, чтобы просто не испортить кусок металла, с которого делается оттиск. Мощенко исполнил ряд превосходных графических пейзажей с изображением старых улочек, волжских островов, закоулков и двориков своего родного Саратова. Саратовская тема очень долго была основной в его творчестве, но с годами улицы и парки в сердце художника понемногу вытеснились другими образами. В 1970-е годы Мощенко много ездил по стране, побывал на озере Байкал, на реке Селенга, на озере Котокель, на Урале и эти впечатления вылились в серию акварелей. В акварелях Мощенко предстаёт в иной своей ипостаси: его акварели живописны, в них не линия главенствует, а подвижное пятно. Эта техника как никакая другая подходила для изображения влажного таёжного утра или окутанного туманом озера с нависающими над ним облаками. В акварелях Василия Фёдоровича соседствуют прозрачность полутонов и необычайная лёгкость. Он писал по увлажнённому листу бумаги, которая давала возможность создавать переливы тона и глубокое пространство. Неслучайно выставке предпосланы строки из стихотворения Игоря Северянина «Весенняя яблоня. Акварель»: «Когда на озеро слетает сон стальной». В акварелях Мощенко множество оттенков серого: от серебристого, жемчужного, свинцового до серо-голубого, серо-зелёного, серо-розового.

Акварельные листы Василия Фёдоровича отличаются тонкостью восприятия натуры и поразительной художественной достоверностью. Тематика его работ на первый взгляд проста. Он показывает всем знакомое: водная гладь озера, влажные облака, лесные речушки, старые ели, но простота сюжетов в сочетании со сложной техникой, незамысловатость видов вместе с глубокой любовью автора к родной природе и к самой жизни дают удивительный, завораживающий эффект.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3