Нет, не для того, чтобы не споткнуться - чтобы не пропустить интересное! Ведь в Хвалынске история, что называется, бьет из-под земли. Так, например, на ул. Луначарского на обочинах под асфальтом сохранилась дореволюционная брусчатка. Полированные камни плотно прижатые друг к дружке выдержали натиск времени и толщу советского асфальта, но остались верными своему первоначальному назначению.
Знаменитый писатель и мыслитель Александр Радищев в своем "Путешествии из Санкт-Петербурга в Москву" вот как рассудил о качестве российских дорог: "Римляне строили большие дороги, водоводы, коих прочности и ныне по справедливости удивляются; но о водяных сообщениях, каковые есть в Европе, они не имели понятия. Дороги, каковые у римлян бывали, наши не будут никогда; препятствует тому, наша долгая зима и сильные морозы, а каналы и без обделки не скоро заровняются".
Справедливости ради нужно сказать, что замечания Радищева верны лишь отчасти. Уже через 100 лет после публикации этих заметок, его внук Алексей Васильевич Радищев, будучи городским головой Хвалынска, занимается благоустройством города, строит в нём дороги. Грунтовые – а в Хвалынск почти все были такие, – в межсезонье и непогоду они могли испортить облик любого городка. Мощение камнем улиц города продолжалось не одно десятилетие. Например, в 1886 г. было выделено на постройку «пространства по Купеческой улице от дома Андреевой (ныне Романова) до угла двора Громова, по Соборной площади от дома г. Титова до дома Буянова, от дома Дамперова до дома Вишнякова, подъезд к Собору, по Соборной улице от дома Хренова до угла дома наслед. Кабанова, … итого 2318 кв. саж., и на ремонт мостовой, на общую сумму 4500 р.». По современным подсчетам 2318 квадратных сажень это 10552,116 квадратных метра вымощенных улиц (учитывая их ширину в нашем городе) только за один год!
Вот что мощеные дороги из себя представляли по воспоминаниям жительницы Хвалынска, живописца Елизаветы Константиновны Серовой (1905-1999): «Дороги внутри самого города были выложены белыми бутовыми камнями, между которыми впитывались землей небесные осадки, отчего грязи…,не наблюдалось. Для сугубой профилактики, вдоль дорог с обеих сторон были вырыты ещё и канавы, через которые на каждом углу было перекинуто по горбатенькому (для шика и прочности) мостику с фигурными перилами».
На мощение дорог в Хвалынске использовали местный камень "дикарь" - это разновидность природного камня, кремнистого, мелкозернистого песчаника. Дикарь - один из самых прочных песчаников. По сравнению с известняком он не впитывает влагу и имеет большую морозостойкость. А горный промысел был известен на Волге еще с XVIII столетия, когда в Поволжье стало неуклонно расти число мельниц, что требовало развития промысла по добыче жернового (молового) камня. К середине XIX века промысел стал обеспечивать нужды для мощения дорог в городах Поволжья (деревянные настилы, способствующие распространению пожаров, стали массово заменяться на брусчатку).
Хочется, чтобы этот пусть и небольшой фрагмент истории нашего города, сохранился. Очень впечатляет опыт Казани по консервации таких фрагментов прошлого.
Друзья, а помните в Хвалынске еще место, где сохранилась брусчатка?) Пишите в комментарии, присылайте фотографии.