Рекламный баннер 990x90px ban1
92.7
103.25
Рекламный баннер 728x90px main1

Парень из нашего города Сергей Серов

Парень из нашего города – Сергей Серов.

Автор: Валентина Ивановна Бородина

Есть люди, о которых забывают вскоре после смерти, несмотря на их «яркость» при жизни, а есть те, кто после смерти становится всё объёмнее, выпуклее. Вот таким человеком второго типа стал замечательный художник Сергей Георгиевич Серов (1948-2014), десятилетие ухода которого отмечается 28 июля. Он был самодостаточной и заметной личностью не только на своей родине - в Хвалынске, но и довольно известным художником в культурной среде, хотя и не обласканным званиями и, в должной мере, славой. И вот спустя 10 лет после смерти, его жизнь обрастает подробностями, а его творчество раскрывается новыми гранями. Сергей, так по-свойски его называли земляки, как никто из его предшественников-художников, стал «живописным летописцем» города. Он принадлежал к одному из старинных родов Хвалынска - Серовым, в котором были ремесленники-шапочники, купцы, и даже известный революционер, чьим именем названы улицы и кому поставлен памятник в Улан-Уде, однокашник К.С. Петрова-Водкина по четырёхклассному городскому училищу — Василий Матвеевич Серов (1878-1918). В.М. Серов приходился двоюродным дедушкой Сергею по линии отца. Дом Серовых — предков художника, является одним из самых старых в Хвалынске. Ему более 200 лет, и он до сих пор стоит на берегу Волги, срубленный из брёвен, которые по Волге плотами пригнали с верховьев. В этом доме в детстве Сергей часто бывал у своей бабушки. Дом напоминал старинный детинец, особенно внутри, поражая своими толстыми балками и брёвнами верхних перекрытий, когда поднимаешься в «низенькую светёлку» мезонина с балкончиком, с которого открывается вид на Волгу. Всё в этом доме дышало стариной - старая горка, зеркало в резной раме, кровати с высокими металлическими спинками, украшенными многочисленными полыми шарами, старые рекламные картинки чая и кофе, сундуки, внутренние крышки которых были обклеены конфетными фантиками, старыми репродукциями из «Нивы» и денежными купюрами, вышедшими из употребления. Всё это, конечно, действовало на впечатлительного мальчика и позже нашло отражение в его многочисленных работах, связанных с историей города, интерес к которой всколыхнула и встреча в конце 1970-х годов с родственницами в пятом, как он говорил, колене, сёстрами Серовыми, хранительницами «пошехонской» хвалынской старины. В их гостеприимном доме на ул. К.С. Петрова-Водкина (тогда ещё Интернациональной) побывало много художников, кинематографистов, музейщиков, журналистов, и все были поражены ясной памятью этих светлых, во всех смыслах, женщин, возраст которых перевалил за 80. Одна из сестёр – Елизавета Константиновна Серова тоже имела профессиональное художественное образование, она закончила Саратовский художественный-промышленный техникум в 1931 году, так тогда именовалось нынешнее художественное училище им. А.П. Боголюбова. Причём она была ученицей одного из саратовских символистов, участников выставок «Алой Розы», а потом и «Голубой» - П.С. Уткина. И хотя сама Елизавета Константиновна осталась равнодушной к символизму, сохраняя до конца своих дней реалистической взгляд на окружающую жизнь, но оказалась восприимчивой к тонкому колоризму своего учителя, и рассказывала художникам, захаживавшим летом в их многоцветный палисадник, известный во всём городе, о том, что нужно учиться у цветов чистоте палитры. Сергей не сразу воспринял этот совет, довольно долгое время он отдавал дань любимому стилю модерн с его тяготением к полутональной «болотной» гамме. И всё-таки работа над многочисленными цветочными натюрмортами с начала 1980-х годов расцветила его картины.

Любовь с детства к книгам развивала воображение, и он одним из немногих современных художников выразил себя в исторических и социальных картинах, так или иначе связанных с жизнью Хвалынска, в котором, как в капле, отражалась история и жизнь всей страны. Неслучайно он после Саратовского художественного училища окончил Московский полиграфический институт, желая связать своё творчество с книгой, с сюжетом, на героев которого мы часто смотрим глазами того или иного иллюстратора.

Сергей был блестящим рассказчиком, умело переплетая в своих повествованиях реальность и вымысел, иронию и мягкий юмор. Он мог бы вполне реализовать себя в литературе, достаточно прочесть несколько оставленных им воспоминаний о себе, о Сосновом острове, о сёстрах Серовых. Он был и музыкально одарён, научившись уже в зрелом возрасте игре на гитаре у профессионального гитариста. Сергей собирал старинные романсы, даже сочинял музыку на стихи поэтов серебряного века и душевно исполнял их. И эта полнота реализации в сфере культуры происходила на фоне его увлечения рыбалкой. Рыбалка была не просто хобби Сергея, а вполне профессиональным занятием, в тайны которого он был посвящён досконально и со стороны ловли, и со стороны глубоких знаний об особенностях разных видов рыб, и со стороны кулинарной.

Широта его интересов, цельность натуры поражали. За что бы он ни взялся, во всём «доходил до самой сути»: в начале 1990-х он увлёкся производством керамической посуды, и его вазы, шкатулки, сахарницы, чашки и кружки хранятся в некоторых хвалынских домах и музеях. На многих его натюрмортах цветы стоят в серовских вазах. Затем его увлекла смальта, и он попробовал себя и в этой технике, выполнив несколько настенных панно. Казалось, что он хотел примерить на себя все виды и жанры искусства. Сам он очень ярко и живо рассказывал о сюжетах картин, порой иронией прикрывая свой тонкий лиризм. Некоторые его рассказы, к счастью, были записаны, но спустя годы его картины стали «больше» его рассказов. То есть, в них стали проявляться ранее невидимые смыслы. Кстати, сам Сергей любил повторять слова художника П.Филонова: «Художник - очевидец невидимого». Вероятно, Сергею было не чуждо такое «зрение», возможно, он не осознавал тех интуитивных импульсов, которые приходили из далёкого далека и «замешивались» в его холсты. Одна из картин 1998 года осталась без названия, Сергей не мог до конца определить, почему он написал картину с изображением небесной битвы архангела Михаила с Люцифером, окружив эту битву рамой из фрагментов картин великих мастеров разных эпох и стран. И только сейчас, спустя более 25 лет, смыл этой битвы, отражение которой случилось на земле, проявился. Так же и с его «Площадью в Хвалынске», которую он написал в 2006 году, изобразив на ней разные времена: 19 век с Казанским собором и крестным ходом вокруг него, с первомайской демонстрацией 1960-х годов на фоне памятника Ленину на трибуне и хвалынским «электоратом» современников Сергея со столбом с гармонью и балалайкой на его вершине – намёк на бесконечное политические и эстрадные шоу нашего времени. Всё происходит на фоне дома купца Солдаткина, в котором в советской России был роддом, а в наши времена – хоспис. Тоже символично. Сергей написал и себя-наблюдателя в правом углу картины с холстом в руках, а над домом Солдаткина, несколько изменив точку зрения на пространство, изобразил Попову гору с хвалынским кладбищем, обозначив на нём белой часовней и место своего будущего упокоения – тоже пример интуитивного зрения.

Однажды писатель, краевед, журналист из Астрахани С.Г. Львов дал Сергею и его творчеству очень верную характеристику: «У него, несомненно, есть мощное подсознательное, которое формирует в сознании залпы самых неожиданных ассоциаций, метафор, гипербол и прочих замечательных штуковин, недоступных простому смертному. То есть, на мой взгляд, он почти гений, по-своему. Неповторим, неоднозначен, многоликий и многовекторный… человек испытывает наслаждение от самовыражения в живописи, при этом в зависимости от собственного настроения, он то выводит изысканные антраша и фуэте, то простые незамысловатые кренделя. Но во всех случаях СВОИ и в этом его мощь. Чувствуется, что пишет картины с равной страстью, словно ловит рыбу своей мечты». Лучше и точнее не скажешь.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3