Автор: заведующий художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина Валентина Бородина
Хвалынск и его окрестности в августе превращаются в одну огромную мастерскую. Появление творческой братии будоражит размеренную тихую жизнь горожан. В течение 10 дней студенты ВГИКа, института им. В.И. Сурикова, художественных училищ Самары, Саратова, Пензы, Воронежа, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга писали пейзажи, взбирались на горы в поисках лучших видов, встречали рассветы и запечатлевали закаты. Студенты побывали не только в живописных окрестностях Хвалынска, но и в деревне Подлесное со старинными постройками, зажатой белобокими горами и яблоневыми садами, побывали в музеях города, писали его архитектуру, тихие улочки, прислушиваясь к советам своих руководителей, проводивших неформальный мастер-класс за собственными этюдниками. Погода как будто подыгрывала художникам и менялась в течение дня. Вместе с погодой менялось и настроение этюдов. Все хозяйственные вопросы с проживанием и питанием были решены заранее, приобретены холсты, кисти и краски – всё, что необходимо для пленэра, в распоряжении пленэристов были автобусы, на которых они могли передвигаться по намеченным маршрутам. Основная задача для молодых художников заключалась в умении работать в коллективе. Очень сложно сразу же после мольберта в училище, раскрыться всей душой для творческого полёта. Нужно для начала преодолеть растерянность перед огромными хвалынскими многоплановыми пространствами. А ещё молодым художникам нужно привыкнуть к мобильности, к быстроте реакции на меняющиеся ситуации, ведь мастерская под крышей и мастерская под небом – это разные мастерские. Если в мастерской можно было писать подолгу с лессировками, с просушками красочного слоя, то здесь годится только техника “a la prima” – стремительное накладывание краски, образующей отчётливо выраженную фактуру, вызывающую ощущение трепета воздуха, быстро уходящего времени.
Для самих молодых художников хвалынская одиссея стала уникальной возможностью пообщаться, посмотреть, как работают другие. Полезно сравнить себя с кем-то. Ведь смотреть на работы других очень важно – можно узнать что-то новое, интересное, расширить собственный опыт. Но главная цель пленэра – подпитаться натурой, увидеть в реальности ту «воздушную перспективу» и «общий тон», о которых говорят педагоги на занятиях и показывают в работах мастеров.
Часто они осторожно обращаются с цветом, предпочитая сближенные тона, но некоторые «смельчаки» не позволяют быть этюду скучным, сине-зелёную летнюю хвалынскую гамму они разбавляют яркими контрастными элементами, да и настроение – вот движущая сила их работ. Каждый этюд – это история, это память об уходящем дне, о тихом сокровенном уголке, это живописная песня художника. Она неповторима. Когда реально увиденное совпадало с достигнутым на холсте, удовлетворённая фантазия художника воспринимала реальное пространство как рукотворный образ, созданный им наяву. В этом и состоит радость творчества – стать сотворцом Бога.
Завершился восьмой пленэр молодых художников страны по традиции фестивалем, который в этом году, объявленном Годом семьи, называется «Семейные ценности». С вечера участники вместе с руководителями выбирали лучшие этюды, которые позже предстали перед гостями фестиваля. Подводя итоги, со словами поздравления обратились к художникам министр культуры области Н.Ю. Щелканова, глава Администрации Хвалынского муниципального района М.А. Кузнецов и первый заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии художеств, академик РАХ, заслуженный работник культуры России С.А. Кузнецов. Руководителям студентов под их бурные аплодисменты и возгласы одобрения были вручены грамоты.
. На фестивальной площади кроме пленэристов, представивших свои работы, участвовали мастера народного творчества со всей губернии, проявившие себя и в песне, и в танце, и в декоративно-прикладных областях.
В выставочном зале краеведческого музея к фестивалю открылась выставка «Дом», участниками которой стали уже известные по прошлым пленэрам художники из Ставрополя – Наталья Литосова и Олег Калайтанов, саратовские художники – Станислав Таратухин, Андрей Фурман, Любовь Зинченко, Александр Гвоздю, участники нынешнего пленэра, преподаватели из разных городов страны тоже не остались равнодушными к теме дома. Московские мастера декоративно-прикладного искусства Анна Бутина и Татьяна Тапуть представили витражные панно и композиции из стекла на тему окон. Модельер и художник Ирины Барягина, которая давно стала хвалынчанкой, превратив свой хвалынский дом в своеобразный живой музей, где старые предметы не только можно трогать руками, но можно на них сидеть и даже спать, показала мир образов, наполненных поэзией воспоминаний и передающих мимолётные переживания. Лёгкими касаниями кисти по бумаге она пытается поймать свои ощущения, а может быть, сны или свет, пронизывающий пространство и съедающий черноту теней. Всё выставленное Ириной Барягиной – живопись, печать на ткани в виде шпалер – слагаются в одну серию, метафорически реконструирующую воспоминания, опыт поколений, пришедший к художнице из глубин веков через те вещи, которые она собирает. Художник из Екатеринбурга Татьяна Степанова более двадцати лет проводит лето в Хвалынске. Её пейзажи с изображением старой архитектуры тоже стали экспонатами выставки.
Многие хвалынцы уносили с фестиваля живописные уголки любимого города, чтобы в долгие зимние вечера вновь и вновь вспомнить хвалынское лето.
Этюды написаны, но впереди новые горизонты и новые встречи…