РУССКИЙ ЯЗЫК ПО КНИГАМ ВЕЛИКИХ
Друзья! Сегодня предлагаем вам ознакомиться с электронными копиями раритетных книг по русскому правописанию конца XVII - начала XX века. В фонде Президентской библиотеки хранятся уникальные экземпляры азбук, букварей и произведений для первого чтения.
В открытом доступе на портале представлен один из первых русских учебников, оцифрованный книжный памятник конца XVII века – иллюстрированный Букварь Кариона Истомина.
История Букваря Кариона Истомина (его также называют Лицевой букварь, то есть букварь с картинками) началась в 1692–1693 годах, когда иеромонах московского Чудова монастыря Карион Истомин создал два рукописных букваря, исполненных красками и золотом. Они предназначались для обучения царских детей, в частности царевича Алексея Петровича, сына Петра I. В 1694 году гравёр Оружейной палаты Леонтий Бунин вырезал Букварь на медных листах, и издание было выпущено небольшим тиражом.
Букварь Кариона Истомина в то время не имел аналогов: он служил не только пособием для овладения грамотой, но и стал первым русским иллюстрированным изданием для детей, где текст и рисунок органично сочетаются, при этом рисунок несёт познавательную нагрузку.
«Букварь Кариона Истомина (список с печатного издания 1694 года)»:
https://www.prlib.ru/item/819850 На портале также доступна цифровая копия «Азбуки гражданской с нравоучениями» с правками Петра Великого. Преследуя великую цель создания в России нового образованного слоя общества, царь-реформатор внёс изменения в алфавит, в частности, сократил количество букв и утвердил новый «гражданский» шрифт.
Указ о введении новой азбуки вышел 9 февраля 1710 года. Вскоре после издания Указа в «Ведомостях Московского государства» появился перечень книг, напечатанных новой азбукой и поступивших в продажу.
В результате петровской реформы число букв в русском алфавите сократилось до 38-ми, их начертание упростилось и округлилось. Были отменены силы (сложная система диакритических знаков ударения) и титла (надстрочный знак, позволявший пропускать в слове буквы). Также было упорядочено применение прописных букв и знаков препинания. А вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры.
Пётр Первый «Азбука гражданская с нравоучениями» (1710):
https://www.prlib.ru/item/315769 Особый интерес представляют педагогические разработки для простого крестьянского населения в школах русского писателя Льва Толстого. Он был убеждён, что образование должно быть общедоступным для всех желающих. Толстой разрабатывал свою методику преподавания, призывая к изменению традиционной системы обучения.
Первые наброски планов будущей работы писатель сделал еще в сентябре 1868 году. Толстой назвал её «Азбукой» – школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике. Литературно-педагогическая работа состояла из четырёх книг и включала не только адресованные ученикам короткие истории, былины, басни, загадки, но и рекомендации педагогам, методические советы и общие замечания. В третьей и четвёртой книгах «Азбуки» были размещены рассказы писателя.
Учебные пособия Льва Толстого:
https://www.prlib.ru/section/1164447#ПБ_Фонд@prlibrary