Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43
Рекламный баннер 728x90px main1

"СЛАДКИЙ" ДАР

"СЛАДКИЙ" ДАР

Вчера в коллекцию музея поступил знаковый предмет - жестяная коробка для халвы кондитерского производства Филиппа Петровича Корнилова. Её передал нам житель Хвалынска Леванов Александр Анатольевич.



Фабрика купца была самой известной из хвалынских сладких производств. В книге В.В. Пашкевича "Плодоводство в Саратовской губернии" 1908 года издания производства хвалынского купца описывается так: "Он имеет в городе 6 очагов для варки сиропов и фруктовой мязги на конфеты. Для этой цели заготовляется масса ягод, которые сдавливаются, варятся в сахаре и сохраняются в бочках. В конфектном помещении установлены крепкие каменные столы в деревянных рамках; на них производятся работы скатывания массы. Вырабатываются монпасье и карамель, с начинками и без начинки, мармелады с начинкой и пастила. /.../ Ежедневно на заводе заготовляется до 10 пудов конфект". Только представьте - 160 кг сладостей в день!

Жестяные коробки для своих изделий Корнилов Ф.П. заказывал, вероятно, в Москве, так как самые знаменитые "жестянщики" промышленного дизайна работали в столицах (Акционерное общество В.В. Бонакер, Печатня А Жако и Ко и др.). Во второй половине XIX столетия в России произошла промышленная революция, мануфактурный труд был заменен механизированным производством. Резко вырос объем и разнообразие товаров. Выросла и конкуренция: теперь чтобы продать свою продукцию, фабриканты стали прибегать к яркой заметной рекламе. Как нельзя лучше для этого служили жестяные коробки - красочные, с крупными надписями, различной формы и дизайна. Упаковка из жести выпускалась универсальной, но крупные производители предпочитали не мелочиться: помещали на коробках наименование своих торговых домов, имён владельцев, городов, наградных медалей, - всё, что могло составить славу товару и показать его в лучшем свете перед конкурентами.

Именно этот принцип иллюстрируют две жестяных коробки из собрания нашего музея: две абсолютно идентичные по размеру и дизайну синие коробки отличает только надпись на крышке: на коробке из старого собрания надпись универсальная "Халва сахарная. Высшiй сортъ. Разныхъ вкусовъ" , а на подаренной музею коробке надпись с именем производителя "Халва сахарная. Высшiй сортъ. ФИЛИППЪ ПЕТРОВИЧЪ КОРНИЛОВЪ ВЪ ХВАЛЫНСКЪ". Вот что значит гордость за свой продукт!

Если ранние жестяные коробки просто обклеивались этикетками и быстро теряли свой декор, то с 1880-х гг. прочность и долговечность жестяной таре придавали с помощью техник хромолитографии по металлу и техники тиснения "тромплей", благодаря им коробки имели яркий цвет и рельефную фактуру. Что только не выдумывали производители, чтобы создать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства! В оформлении всего этого великолепия главенствовал, конечно, стиль модерн.

Вероятно, корниловское производство изготавливало начинки не только для своих кондитерских изделий, но и для других производств. Здесь варили "варенья до 9-10 тысяч пудов и все на патоке, разливали по бочкам, бочонкам и банкам и сбывали в Поволжье". И то верно, ведь хвалынские сады могли обеспечить сырьем не только Поволжье, но и столицы и Урал.

Самого купца Филиппа Петровича старожилы вспоминали как "великана вышиной метра с два с половиной, в белом балахоне, в огромной шляпе с желтым лицом, с раскосыми глазами, с усищами длиной чуть не до пояса". Такой сказочный облик Корнилов, конечно, приобрел в воспоминаниях мальчишек, пытавшихся своровать яблоки из его сада, когда сам хозяина спугнул неудачливых воришек. А в корниловских садах было чем полакомиться: апорт, скрут, полускрут, шип, паточные, грушевка, анис серый, анис бархатный, анис малевый, черное дерево и другие сорта яблок!

Благодарим дарителя за подарок музею и всем горожанам! Совсем скоро коробка займет свое место в постоянной экспозиции музея.

Но ведь коробка была подарена не пустая! В ней целая история семьи в письмах, документах, фотографиях! Но об этом мы расскажем позже.

Литература и источники:

1. Пашкевич В.В. Плодоводство в Саратовской губернии / ГУЗиЗ. Деп. зем. — Санкт-Петербург : тип. А.А. Улыбина п/ф. "П.Г. Пожаров", 1908.

2. Тонконогов Николай Иванович. Хвалынская старина. Из воспоминаний старожила. - ХКМ. Личный фонд Тонконогова Н.И. , лл.14-15.

3. Каталог "Жесть! Торговая кондитерская и чайная упаковка в собрании Музея-заповедника "Родина В.И. Ленина" // Автор-составитель Пайсина Е.Т. - Ульяновск, 2015

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3