В Санкт-Петербурге в CGallery (галерея на набережной реки Фонтанки) с 19 ноября по 31 декабря работает выставка «К.С. Петров-Водкин в частных собраниях», где представлены редко экспонируемые работы нашего земляка, хранящиеся в частных коллекциях. Конечно, творчество его оценивается по вершинам художественной реализации, которые, в случае с этим художникам, в основном хранятся в музейных собраниях. И эта выставка может восполнить какие-то лакуны и сделать более осознанными, вытекающими из предыдущего опыта, перемены в его творческой манере.
Некоторые работы впервые экспонируются для широкого зрителя. Даже специалисты, занимающиеся творчеством мастера, могут сделать для себя открытия на этой выставке. Например, здесь можно увидеть первый натурный этюд художника, выполненный в 1895 году во дворе дома хвалынских купцов Михайловых, где прошло его детство. Для искусствоведов он представляет интерес как умение шестнадцатилетнего Кузьмы композиционно компоновать на небольшом холсте натурный мотив, а для краеведов – возможность увидеть часть михайловского двора, разобраться с топографией, описанной Петровым-Водкиным в автобиографической повести «Хлыновск». Картина «Айша», выполненная по африканским впечатлениям, на долгое время тоже выпала из поля зрения специалистов, а она экспонировалась когда-то в Париже, на одном из Салонов, и художник экспонировал её на своей единственной персональной прижизненной выставке в Русском музее, что говорит о его трепетном отношении к картине, где изображён «цветок пустыни» - красавица Айша - с глазами «раненой газели» в орнаментальном интерьере арабского гарема.
Здесь же можно увидеть картину 1909 года «Старухи», которая не экспонировалась на выставках более 40 лет. Эта картина – поклон художника своим бабушкам, которые были «тёплыми днями июня для наливающегося колоса», в них – «уют и тишина». Именно они научили биться сердце Кузьмы в «унисон с людьми, для которых трудна пчелиная жизнь, но которые умеют заискрить её любовью к человеку». Художник, вышедший из народных толщ, остался верен своему народу, разделив все тяготы с ним, а главное – став его выразителем.
Некоторые работы Петрова-Водкина – яркие представители этапов его пути - находятся в частных коллекциях. Рисунок тушью и пером «Вид с крыши» (1921) демонстрирует «гулливерский» взгляд художника на землю с необычного ракурса, помогая зрителю оторваться от привычного смотрения, настраивая его на новую «оптику». «Натюрморт с синей пепельницей» (1920) из того же новаторского периода творчества художника, где вместо привычного низа – зеркало, в котором отражаются не только стеклянная пепельница и прозрачная призма, но и часть потолка, лишая зрителя привычного верха и низа. Или его редкий рисунок «Ретроспектива» (1920), выполненный в его новой «гулливерской оптике», где художник изображает историю человечества от земледельческих эпох, древних царств, войн, до средневековых инквизиций, строительства городов, появления мануфактур, развития промышленности, кораблестроения, путешествий, открытий и завоеваний новых земель. Через
всю человеческую историю проводится идея христианства. Петров-Водкин умел время сделать пространством и «втянуть» его на холст или бумагу.
Рядом с замечательной«Девушкой в красном платке» (1925) вспоминаются слова доктора искусствоведения М.В. Алпатова о том, что Петров-Водкин писал простых крестьянок и работниц, а в них зритель видит Богородиц. Неслучайно обобщённый образ советской женщины изображён на фоне досок – память о богородичных досках.
На выставке можно увидеть «предтечу» «Петроградской мадонны» - икону художника «Богоматерь на фоне осаждённого города». Это одна из редких сохранившихся икон художника, выполненных на дереве. Такая же редкость – офорт «Материнство» (1921), ксилография «Голова женщины (Богоматерь)» (1921), выполненные в Москве в мастерской ученика Кузьмы Сергеевича – Сергея Колесникова. Петров-Водкин в первый и последний раз пробует себя в гравюре, став на время учеником.
Эта выставка демонстрирует цельность натуры Кузьмы Сергеевича. Каждая работа,
представленная на ней – это «клетка» большого организма, связанная с ним кровеносной
системой, или кирпичик здания, несущий информацию о том, какую его часть –
фундамента, каркаса или кровли – он представляет. Петров-Водкин – художник
феноменальный и парадоксальный, он разработал свою живописную систему и счастливо
сочетал в своём творчестве противоположности: национальное и всемирное, Восток и
Запад, фигуративность – с оригинальным формотворчеством, бытовую конкретизацию
образа – с его универсальным, подчас сакральным, значением. В его мировоззрении мир
знания соединяется с миром любви, поэтому в его творчестве отражена глубина самого
художника, и главной картиной, которую оставил нам мастер, является он сам. Он говорил о своём ремесле: «Живопись – не забава, не развлечение. Она умеет каким-то ещё
неизведанным мне образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и
обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений». Всей своей жизнью и
творчеством он старался делать людей лучше. И хочется верить, что эта выставка может
помочь зрителю изменить что-то и в собственном сознании.