#хвалынск_2022_год_культурного_наследия_народов_России РОССИЯ МНОГОГРАННАЯ. МОРДВА САРАТОВСКОГО КРАЯ.
Из некоторых письменных документов 19 столетия видно, что в Петровском уезде мордва уже проживали в конце 17 века, но имели еще своих князьков и мурз. По народным преданиям, по именам некоторых из этих мурз были названы мордовские селения.
В этих же документах приведены названия мордовских сел, в том числе и Хвалынского уезда: Демкино, Новая Яблонка, Старая Яблонка, Елшанка, Старая Лебежайка, Еремкино, Карагужа, Телятниково, Барановка, Собакино, Давыдовка, Баевка, Губашево, Никитино, Голодяевка, Самодуровка, Славкино, Болдасьево, Шемалак, Старый Пичеур, Раштановка, Холстовка, Найман, Азрапино, Андреевка, Илюшкино, Шалкино, Новый Пичеур, Лапаевка - всего 29 населенных пунктов и это значительное число, если учесть, что всего в этот период всех населенных пунктов в уезде насчитывалось 138.
Ситуация спустя чуть более 160 лет изменилась, и в наше время в составе Хвалынского района числятся только первые шесть сел из выше перечисленных.
Перелистывая страницы исторических документов, привлекают внимание и некоторые другие сведения, касающиеся мордовского народа: «Занимаясь преимущественно пчеловодством и земледелием, они живут исключительно в селениях, большею частью отдельно от других национальностей, а иногда в соединении с русскими, татарами, чувашами. … Все мордва исповедуют ныне православную веру, и, надобно заметить, отличаются замечательным усердием к церкви. Под влиянием Христианства они чрезвычайно много обрусели, приняли русскую одежду, употребляют русский язык» . Но в Хвалынском уезде мордва более всего сохранили свою народность, так же как и в Кузнецком уезде: «здесь женщины почти вовсе не понимаю по-русски» . Так обстояли дела в середине 19 века.
В наше время бытовые и обрядовые традиции сохраняют и передают в одном из мордовских сел Хвалынского района – с. Старая Лебежайка. Фольклорный коллектив «Мордовочка» является старейшим этническим вокальным ансамблем, организованным в 1964 году. В него вошли местные женщины, которые исполняли старые обрядовые песни своих предков. Уже четвертое поколение «Мордовочки» передают по наследству свадебные мордовские традиции, мотивы и слова песен, которые записывают у местных бабушек.
Национальный костюм мордовской женщины с подробным описанием каждой детали костюма хранится и экспонируется в Хвалынском краеведческом музее. На выставке «Хвалынск – точка на карте России. Национальная идентичность» можно увидеть: головной убор мордовской женщины, именуемый «панга», женские украшения из мордовского захоронения 17-18 вв., предметы быта, и фото мордовской женщины конца 19 века из коллекции М.А. Радищева.
Материал подготовила Курамшина Т.В., мл. научный сотрудник музея