Накануне христианского праздника памяти сорока Севастийских мучеников из реставрации вернулась наша икона, посвященная этому событию.
Праздник свазян с памятью воинов-христиан, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Лицинии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам, они отказались. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако, забежав туда, сразу умер. Один из римлян, Аглаий, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Обугленные кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Согласно житию, спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Останки светились в воде ярким светом. Епископ с несколькими клириками ночью собрал их останки и с честью похоронил.
Традиция выпекания жаворонков в день памяти 40 Севастийских мучеников существует во многих православных странах. Жаворонки — это маленькие хлебцы в форме птичек, символизирующие весну и возрождение природы. Птица-жаворонок ассоциируется с весной и началом новой жизни. В народных поверьях считалось, что к этому дню возвращаются перелетные птицы, особенно жаворонки, которые приносят тепло и обновление природы. В христианской символике жаворонки, поднимающиеся к небу, ассоциируются с душами 40 мучеников, которые приняли смерть, оставаясь верными вере.
Икона датирована 2-й половиной XIX в. В собрание музея поступила в 1920-е гг. из Успенского собра Черемшанского мужского монастыря.