Алла Перегородова – рассекреченный работник музейного тыла
Алла Перегородова – рассекреченный работник музейного тыла
Автор: Татьяна Фролова
Серебряная медаль в школе, красный диплом в педагогическом институте, и вот уже двадцать пять лет Алла Перегородова – сотрудник художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина города Хвалынска. 25 марта 2025 года она была награждена Почетной грамотой главы Хвалынского муниципального района за многолетний и добросовестный труд, профессионализм в работе и в связи с празднованием Дня работника Культуры Российской Федерации.
Совпадение не случайно
Интересное совпадение произошло в ее жизни, как предчувствие своего профессионального пути, дипломную работу учителя начальных классов Алла посвятила музейной педагогике. Спустя годы после переезда в Хвалынск, учительская стезя у героини статьи заканчивается, она устраивается на работу в картинную галерею научным сотрудником, а через три года переходит на другую музейную должность.
Экскурсия в профессию
Многим хвалынцам и гостям нашего города Алла Вячеславовна знакома в качестве экскурсовода картинной галереи, о главной её деятельности люди даже не догадываются.
А называется ее профессия – главный хранитель музейных предметов. Само слово «хранитель» звучит архаично, что-то есть из сказок и древности, из старославянского – прятать для сбережения. Что же кроется за этим загадочным названием?
Алла согласилась ответить на вопросы и провести экскурсию в свою профессию.
– Алла Вячеславовна, в чем заключается работа хранителя?
— Это целый калейдоскоп задач и оформление множества документов. В мою работу входит: комплектование, учет, изучение и хранение объектов наследия – музейных предметов.
– А Вы можете сказать, сколько всего этих предметов хранится в вашем музее и что входит в их перечень?
В фонде нашего музея (Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина, который расположен в двух зданиях – картинной галерее и доме-музее К.С. Петрова-Водкина) около 3000 предметов, это богатое и разнообразное собрание, включающее живописные и графические произведения, скульптуру, прикладное искусство, документы, фотографии.
– И за все главный хранитель в ответе?
– Да, это моя ответственность, и в большей степени ее чувствуешь, когда понимаешь и историческую, и художественную ценность предмета.
– Как попадают в музей будущие экспонаты, какая работа начинается у Вас после поступления нового предмета?
– Музейный фонд регулярно обогащается дарами неравнодушных людей. Например, поступила чайная чашка, нужно не только зафиксировать размер, определить материал – фаянс или фарфор, но описать форму, цвет, декор, чтобы по этому описанию можно было её идентифицировать. Всегда важно правильно датировать предмет, хорошо, если есть на этой чашке клеймо завода-изготовителя. Иногда на один предмет можно потратить много времени, пролистывая справочники и Интернет-ресурсы, попутно расширяешь свои знания, узнаёшь новое.
– Такую работу Вы проделываете со всеми поступающими в музей экземплярами?
– Чтобы предмет вошел в музейный фонд, должно пройти несколько процедур, его нужно подробно изучить и описать, потом представить на фондовую комиссию художественного музея им. А.Н. Радищева, филиалом которого является наш музей. В состав комиссии входит более полутора десятка человек, нужно обосновать, что этот предмет действительно важен для нашего музея. Каждый предмет, который представляет ценность задокументирован, и не единожды, любое его движение (на выставки, в экспозицию, на реставрацию) тоже оформляется документом.
Все предметы нашего собрания имеют цифровое изображение и внесены в Государственный каталог Музейного фонда РФ – электронную базу данных, с которой может ознакомиться любой желающий.
Слово директору
Не всегда можно услышать такую характеристику своим сотрудникам, какую представила о героине этой истории заведующая музеем Валентина Ивановна Бородина: «Хранитель – это одно из главных лиц музея, я не знаю, что бы я делала без Аллы Вячеславовны, это очень исполнительный и аккуратный человек. Несколько лет назад в Российской Федерации произошло нововведение – электронный каталог Государственного музейного фонда, благодаря нашему хранителю мы один из немногих музеев, который внес в Каталог всю коллекцию собрания. И теперь любой желающий в разных уголках страны может познакомиться с экспонатами Хвалынского художественно-мемориального музея. Это колоссальная работа, занимавшая в последние несколько лет уйму времени, но она ее сделала. Иногда даже директора не знают все свои фонды, только хранитель ориентируется в этой информации, это подводная, не заметная, но самая важная часть музейного дела.
Помимо своей основной работы Алла находит время на проведение экскурсий, на исследовательскую работу и написание статей, она даже была сценаристом фильма о Василии Орехове - «Археолог, зачарованный живописью…». Кроме того, она автор нескольких научных статей, связанных с жизнью и творчеством К.С. Петрова-Водкина. Одним словом, «и швец, и жнец, и на дуде игрец» - это и о нашей Алле Вячеславовне». Записанные слова директора лишь небольшая часть сказанного ею, о такой характеристике от руководителя можно только мечтать, но для Аллы Перегородовой – это заслуженная оценка ее труда.
Послесловие
Вот так заново состоялось знакомство с неизвестной стороной известного много лет человека, рассекречивание работника музейного тыла, экскурсия в загадочную профессию хранителя – невидимую, но очень важную.