Рекламный баннер 990x90px ban1
101.91
105.05
Рекламный баннер 728x90px main1

Проект «Выставка одной картины». А.Н. Козлов «Натюрморт» (1937)

Проект «Выставка одной картины». А.Н. Козлов «Натюрморт» (1937)

Автор: Анашкина Елена Эдуардовна

С 1 декабря 2022 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н.Радищева) в рамкахПоказать ещё проекта «Выставка одной картины» экспонируется произведение известного художника Александра Николаевича Козлова «Натюрморт» (1937. Бумага, масло. 64,2х40,8). Выставка приурочена к 120-летию со дня рождения автора.
Александр Николаевич Козлов родился 8 августа 1902 года в Екатеринбурге. Учился в Московских государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) у А.Е. Архипова (1918-1920) и во ВХУТЕМАСе у Д.П. Штеренберга (1920-1924). Своими учителями считал также Рембрандта, Эль-Греко, Делакруа, Сезанна и Павла Кузнецова.
После окончания учебы продолжил жить и работать в Москве. С 1925 он активный участник Общества станковистов, экспонент 1-й (1925), 2-й (1926), 3-й (1927) выставок ОСТа, с 1931 года — член правления Общества. Участвовал во многих международных выставках: выставке немецких художников (1928, Берлин), Художественно-кустарной выставке СССР (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт), «Современное русское искусство» (1930, Вена), выставке советского искусства (1930, Берлин), XVII Международной выставке искусств (1930, Венеция), Первой выставке изобразительного искусства СССР (1930, Стокгольм, Осло, Берлин). Экспонировал свои работы на выставке «Художники РСФСР за XV лет» (1932–1933, Ленинград; 1933–1934, Москва).
Ранние работы А.Н. Козлова отмечены поиском современных средств выразительности, их отличает экспрессия цвета и формы. В собрании ГМИ Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого (г. Нукус, Узбекистан) представлены два произведения художника, датированные 1920-м годом - «Портрет женщины в шляпке» и «Цирковой артист в цилиндре». Для них характерно построение объема без традиционного использования светотени, только при помощи цвета. В рисунке «Суд» (1926-1927. Бумага, карандаш. ГРМ) художник находит экспрессивные возможности и в языке графики. В этой работе использование обратной перспективы позволило ему передать ощущение надвигающейся трагедии – зритель, глядя на рисунок, мог почувствовать себя в роли обвиняемого на суде. В произведении прозвучало мрачное пророчество многочисленных судебных процессов ближайших десятилетий.
В начале 1930-х годов А.Н. Козлов подвергся обвинениям в формализме и «скатывании на позиции буржуазного искусства». Доклад главного «обвинителя» молодых художников О.М. Бескова прозвучал 19 июня 1933 г. в МОСХе, а затем был срочно напечатан в редактируемом им журнале «Искусство» (1933, №3). Несмотря на такие серьезные нападки, А.Н. Козлов продолжал активно работать, сохраняя приверженность экспрессивной манере. Его картина «Трактористы», которую критики иронично переименовали в «Куклусклановцы», была отправлена ВОКСом в длительное путешествие на выставки за границей, где её следы затерялись.
Художник занялся преподавательской деятельностью: в 1930-1941 гг. он работал в Московском художественном техникуме и в Институте повышения квалификации художников при Наркомпросе. Параллельно создавал эскизы костюмов и декорации для театра.
В 1933 году А.Н. Козловым написана картина «Парк культуры» (ГРМ), в которой заметно изменение его стилистики. Написанная в импрессионистической манере картина создает ощущение обновления жизни. Вот как эту работу интерпретирует в своей книге «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» искусствовед О.О. Ротейнберг: «Образ «начала» заложен в ткани живописи, в её возникновении из «ничего», колебании эфира, дыхании форм. Конечно, это состояние свежего утра – часа погоды, освещения и т.д. Но это гораздо шире – состояние мира, миг рождения».
В 1940-е годы А.Н. Козлов был удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР». В 1945 году состоялась первая персональная выставка А.Н. Козлова в Москве. Но вскоре, 20 августа 1946 года, Александр Николаевич Козлов погиб в результате несчастного случая.
В 1967 году в Центральном доме литераторов в Москве состоялась вторая (посмертная) персональная выставка А.Н. Козлова.
Работы художника периодически появлялись на выставках в Москве на разных площадках: 1977 – Московский дом художника (МДХ); 1979 – совместно с Т.А. Покровской (Москва, Гос. литературный музей); 1982 - 50 лет МОСХа; 1982 - Новые поступления в ГМИИ им. А.С. Пушкина; 1989 - Мир Пастернака (ГМИИ им. А.С. Пушкина); 1989 - Выставка автопортретов (МОСХ, МДХ); 1990 - 30-е годы. (Третьяковская галерея); 1991 – Выставка из собрания музея Нукуса (Русский музей); 1992 - 20-30-е годы (МОСХ, ЦДХ).
Творчество А.Н. Козлова представлено в крупнейших музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный литературный музей и другие.
Графические работы художника привлекли внимание таких коллекционеров, как Роман Бабичев и Михаил Арефьев.
Большую роль в сохранении наследия А.Н. Козлова сыграла его вдова - известная московская художница Т.А. Покровская. Именно Татьяна Александровна во время своего приезда в Хвалынск в 1967 году передала в дар Хвалынской галерее им. К.С. Петрова-Водкина не только три своих работы, но и «Натюрморт» мужа.
Интересно, что композиция, изображенная в «Натюрморте» А.Н. Козлова, представленного в коллекции нашего музея, схожа с построением его живописной работы «Двойной букет», написанной в 1945 году и находящейся в собрании Государственной Третьяковской галереи - букеты в вазах в интерьере на фоне картин. Повторяется один из предметов натюрморта – карандашница с хохломской росписью. Оба натюрморта решены в едином стиле импрессионизма – главное в них свет и воздух. Главное отличие этих двух натюрмортов в колористической гамме, если «Двойной букет» решен на контрасте охристого и синего цветов, хотя и сдержанном полутонами, то в «Натюрморте» преобладают холодные оттенки.
Исполненный благородства колорит «Натюрморта» созвучен красивой компоновке его предметов: фигурная белая ваза с букетом нежных голубых и сиреневых цветов на высоких стеблях, изящно аккомпанирующие ей прозрачные гранёные бокалы-лафитники на низких ножках. В одном из бокалов также цветок на толстом стебле, он переплетается со стоящим рядом букетом. Цветы и листья росписи карандашницы резонируют с изображением живых цветов. Каждый лепесток отражает отблеск других листьев и цветов. Отдельный предмет уже не обладает персональным цветом, а словно связан общим спектром с другими, он стал носителем световоздушных рефлексов. Металлический поднос, на котором стоит ваза и один из бокалов, мягко задрапированные по краям стола ткани – лишь отражающие поверхности, необходимые для общей цветовой и световой оркестровки натюрморта. Художник опускает лишние подробности в характеристике предметов, его больше интересует их взаимосвязь. Предметы написаны на фоне портрета, висящего на стене. Читается лишь силуэтный профиль женщины, а поверх него отражение букета в защитном стекле картины. Художник как будто пытается создать двойную реальность. Предметы как бы на границе, в момент перехода в художественную реальность.
Пластика форм в работе А.Н. Козлова вызывает в памяти лучшие натюрморты П.В. Кузнецова. Такое же умение добиться полутонов, как бы переливания красочного пространства. Художника занимает плавный ритм линий, цветных контуров предметов, преломление света стеклом, отливы росписи. Нежные разбеленные оттенки, использованные в «Натюрморте», глаз зрителя то замечает, то теряет, и возникает эффект переливов цвета, свечения.
Натюрморт для многих художников первой половины XX века стал лабораторией поиска нового живописного языка, полем для экспериментов с цветом и формой. Отрадно, что эти эксперименты зачастую приводили к великолепным результатам, к которым можно отнести и представленную на выставке работу А.Н. Козлова. Весь строй «Натюрморта» удивительно цельный и свежий, его пронизывает ясное чувство гармонии.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3