Проект «Выставка одной картины» Внодченко Ю.Ф. «Варя-учётчица» Автор: Грибанова Марина Владимировна.
С 1 по 31 августа 2022 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н.Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет картину Внодченко Ю.Ф. «Варя-учётчица» 1959 (холст, масло. 85 х 110)
Внодченко Юрий Фёдорович (08.10.1927-09.02.2013г.) – живописец, автор сюжетных картин, пейзажей, портретов и натюрмортов. Родился в с. Кошарка, Одесской области. Окончил Киевское художественное училище в 1949 году, Киевский художественный институт в 1956 году. Учителем живописи и композиции в институте была Татьяна Ниловна Яблонская, которая прививала студентам любовь к цвету, отличавшую творчество самого педагога. После окончания института Юрий Фёдорович начал преподавать в Воронежском художественном училище, а затем и в Воронежском государственном институте искусств, и всё своё творчество посвятил Воронежскому краю. Внодченко Ю.Ф с 1957 года - участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Работы художника хранятся в музеях многих городов России, в США, Франции, частных коллекциях. После себя он оставил немало учеников, воспитанных им в Воронежском училище и институте искусств. На выставке представлена работа 1959 года «Варя-учётчица» - портрет молодой женщины на фоне ярко освещённого летнего пейзажа. Портрет написан в духе соцреализма в период оттепели, когда интерес к душевной жизни человека, к его индивидуальности пришёл на смену массовой обезличенности, а строгий парадный портрет стал вытесняться жанровым. Но красота увлечённого трудом человека – созидателя новой жизни - всё равно остаётся характерной основой портрета соцреализма. Содержание образа человека художники раскрывали не столько психологической характеристикой, сколько композиционным и цветовым построением картины. Внодченко помещает на холсте почти всю фигуру Вари, изображая её за делом – она что-то записывает в книжку. Героиня портрета предстаёт перед нами в момент внутренней сосредоточенности. Вероятно, Варя учитывает количество молока после утренней дойки. Художнику удалось передать деловитость женщины, её лицо сосредоточено, красивы её молодая складная фигура, сильные, наполовину обнажённые, тронутые загаром руки. Картина задумана как своего рода кинокадр. Круглое румяное лицо Вари-учётчицы, тёмные брови, спокойный, уверенный взгляд – черты, безусловно, индивидуальные, но они так полно выражают здоровье и энергию, присущие большинству женщин советского времени. Неслучайно художник оставил только имя учётчицы, в ней воплощён обобщённый образ сельской труженицы. Фоном, на котором чётко выделяется фигура, служит лесной пейзаж и берег речки с обозначенным на нём летним загоном для коров. Неба на картине нет, но оно угадывается в голубых рефлексах на белом халате Вари, отражением в речной воде, в голубоватом мареве леса на противоположном берегу. Модель предстаёт перед зрителем озарённая светом, благодаря которому мы открываем новые черты в героине. Общий мажорный красочный строй картины сообщают образу особую поэтичность и глубокое радостное звучание. Юрий Фёдорович был предан жанровой картине, а главное – сельским труженикам. Им он посвятил свои полотна «Трудовой день окончен» (1972), «На уборке урожая» 1975), «Сенокос» (1979), и всегда его персонажи воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Перед нами открывается как бы особый мир – обжитой щедрой земли, труд на которой в радость душевно сильным людям. Художник не был отделён от народа, он продолжал трудиться до конца жизни, стоя у мольберта. Его работы овеяны оптимизмом, залиты солнечным светом и радостью созидательного труда.