году в Воскресенском кафедральном соборе г. Пугачева. В 1935 году по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке церковников, распространении антисоветской литературы и обучении детей Закону Божию» обе были осуждены на три года ссылки в Казахстан.
Книги их воспоминаний о священниках — отце и брате — «Отцовский крест» в трех частях достаточно известны. В частности, в их книге есть воспоминания о паломничестве в село Корнеевку, где были явлены в 1917 году икона Божией Матери Испанская и икона вмч. Пантелеимона.
Недавно из Пензы мне была передана копия доселе непубликовавшейся рукописи Софии Самуиловой, которая также относится к нашим краям и посвящена отшельнице Федосье, которая жила перед революцией в месте, теперь носящем наименование «Пещера монаха» недалеко от Хвалынска. Несколько цитат из рукописи:
«Жители окрестных сел, строгие в употреблении эпитетов, означающих святость или указывающих на высокое в глазах народа монашеское звание, не прибавляли к ее имени никакого почтительного слова, вроде «прозорливая», «матушка», «раба Божия». Ее называли «баушка Федосья», а то и просто «Федосья», иногда только добавляя: «Подлесненская»; но хотя это имя и было довольно распространенным в тех местах, никто никогда не путался, о какой Федосье идет речь. К ней много ходили за советом, за сочувствием, за молитвой, и она всех приветливо принимала. Рассказывали, что она когда-то была замужем, имела двоих детей, но как и когда она оставила их и ушла в лес, мне не удалось узнать.
Ее жилье называли то пещерой, то землянкой. Говорят, что эта пещера-землянка была одна из тех, где когда-то скрывались бежавшие на Черемшан раскольники. В той, которую нашла и приспособила для жилья Федосья, было два отделения: в первом, более просторном, ближе к выходу, помещалась сама отшельница, а в дальнем, куда некоторым удавалось заглянуть через окошечко в перегородке, стоял гроб.
Мне пришлось слышать два рассказа о том, как люди посещали отшельницу. Один случай рассказывала умершая в декабре 1960 года инокиня Пугачевского (тогда Николаевского) Вознесенского монастыря Евдокия Ивановна Гусинская. Она со своими спутницами была здесь в первый раз, и они долго блуждали по незнакомому лесу, пока не встретили женщин из ближайших сел, пробиравшихся тоже к старице Федосье. Эти несли с собой вареную пищу — кто щей, кто каши, кто лапши. Отшельница ласково встретила посетительниц, поблагодарила за приношение и сложила все вместе в заменявшее ей посуду долбленое из дерева корытце; в нем, по словам матушки Евдокии, еще оставалась прежняя пища, проплесневевшая до зелени, до желтизны. Другие посетительницы, три женщины из недальних заволжских сел Острой Луки и Дубового, по-другому рассказывали об угощении. Их старица Федосья кормила щами из морковной зелени, которые показались гостьям очень вкусными.
Эти три женщины рассказывали, что «баушка Федосья» встретила их ласковыми словами: «Гости-то у меня сегодня какие дорогие, вся моя родня пришла». И потом, называя совершенно незнакомых ей женщин по именам, говорила: «Вот так мою свекровушку звали, так — крестную, а так — мамушку родимую».
В последние годы своей жизни она поселилась в недавно основанном в Хвалынске женском монастыре, где и приняла пострижение с именем Феодоры. Монастырь этот был основан перед самой революцией; успели построить только жилой корпус, а церковь так и не выстроили. Монахини ходили молиться в Крестовоздвиженскую церковь, расположенную на тогдашней южной окраине Хвалынска, недалеко от монастырского корпуса. Туда же водили, а под конец и носили ослабевшую мать Феодору. Умерла она в 1921 году».
София передает рассказ жителя с. Малой Екатериновки, члена местного церковного совета, рассказавшего как-то о несчастном случае, происшедшем несколько лет назад, о котором тогда говорили во всех окрестных селах. Однажды лошади понесли, и рассказчик, бывший одним из возчиков, попал под волочившиеся концы досок, которые они везли. Его тащило, пока не удалось остановить перепуганных лошадей, и, конечно, страшно изуродовало. Со спины была содрана не только кожа, но и мускулы кусками. После этого он несколько месяцев не мог шевелиться, жена кормила и поила его с ложечки. Далее он рассказал, как ему помогла в исцелении пещерница Федосья из Подлесного.
#святые_64_2022Полный текст на сайте Саратовской митрополии по ссылке, см.:
https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/stranicy-star..