Рекламный баннер 990x90px ban1
92.7
103.25
Рекламный баннер 728x90px main1

Эта металлическая «кругляшка» - с чувашского головного убора хушпу. Сам убор находится в Хвалынском

краеведческом музее, и долгое время экспонировался на выставке
По оттискам можно определить, что это – нюрнбергский счётный жетон.
«Нумизматический словарь определяет счетные жетоны (нем. rechenpfennig, франц. jeton, jetton,англ. counter), как «металлическую маркуПоказать ещё для принятых в древности и в средние века подсчетов с помощью счетной доски (абака)». Чеканились они в основном из сплавов меди – бронзы или латуни. Серебряные жетоны выпускались крайне редко, а золотые, по предположению немецкого исследователя Карла Геберта, изготавливались в единственном экземпляре в качестве подарочных предметов специально для купца, на которого работали мастера, или для очень близкого друга.
Любой счетный жетон на аверсе и реверсе имеет два основных элемента: легенду и центральное изображение. Легенда, написанная на латыни, всегда шла вкруговую по краю жетона. Иногда она находилась под обрезом, также с края жетона и в очень редких случаях – в центре вместе с главным изображением.
Нюрнбергские жетоны попали на территорию России в XVI веке, еще при Иване IV. Их массовое распространение на территории Русского государства связано с Поволжьем. После присоединения в 1552 г. Казани к Московскому царству, в Поволжье значительно увеличился поток товаров из Западной Европы, среди которых присутствовали и нюрнбергские жетоны. Позднее, жетоны стали распространяться в Сибири, на Урале, на Севере.
На протяжении веков почти все мастера чеканили на аверсах счетных пфеннигов портреты правителей европейских держав. Не стала исключением и Россия: с развитием торговых отношений и возрастающей ролью России в европейском сообществе граверы стали помещать на аверсах жетонов портреты правящих российских императоров.
Первые «русские» счетные жетоны – с изображением императора Петра II на аверсе и российского герба на реверсе – были отчеканены в мастерской Иоганна Якоба Дитцеля.
Победам России в войне с Турцией 1735–1739 гг. посвятили свои рехенпфенниги с портретом императрицы Анны Иоанновны сразу несколько мастеров – И. Я. Дитцель, И. Х. Райх, И. А. Фогель, М. Лейкауф, Х. З. Аннерт, изобразив в разных вариациях победу русских при взятии крепости Азов в 1736 году.
На жетоне мастера Иоганна Конрада Хёгера (1705–1743) изображена российская императрица Анна Иоанновна (1730–1740), сидящая на троне. Возле трона – щит с гербом Российской империи. Один мужчина повергает знамя с полумесяцем к подножию трона. Другой – протягивает Анне план Азова, а ангел (гений победы) увенчивает её. Вся эта образная сцена посвящена взятию российскими войсками крепости Азов в 1736 г.
Основная масса жетонов использовалась не как средство счета, а в качестве украшений. На это указывает наличие отверстий, проделанных в жетонах для пришивания на ткань либо использования в качестве подвесок, а также хорошо сохранившиеся рисунки и надписи.
Очень много жетонов изготавливали в самой России в виде копий и грубых подделок, штамповались также металлические нашивки-монеты и «мордовки» (копии монет).

Источники:
Руденко И.В., Мицкевич И.В. «Нюрнбергские счетные жетоны XVIII – XIX вв. с портретами российских императоров»;
Пушкарев А.А « Диссертация Нюрнбергские жетоны в Западной Сибири как исторический источник» (2019 г.).

А.Снятков

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3