Выставка В.И. и С.Н. Кондулуковых «Крым. Чувство Родины»
Выставка В.И. и С.Н. Кондулуковых «Крым. Чувство Родины»
Автор: Бородина Валентина Ивановна
14 августа в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина открылась выставка В.И. и С.Н. Кондулуковых «Крым. Чувство Родины». Кондулуковы - представители реалистической школы живописи – крепкой и очень достойной. Оба Заслуженные художники РФ, за плечами имеют высшее художественное образование: окончили Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина, учились у Б.С. Угарова. В 1972 году по окончании Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого попали в Тольятти и с этим городом связали и свою дальнейшую жизнь. Для Тольятти – довольно молодого города без художественных традиций они стали тем «бродилом», которое стало создавать художественную среду. Не без их участия в Тольяттинском университете появилась кафедра живописи и художественного образования, где они стали преподавателями, утвержадающими русскую классическую реалистическую школу. Они стали теми «рыбами», которые сами вырыли котлован, наполнили его водой, напустили планктон для своего долгого плавания. Сейчас многие их ученики тоже учатся или закончили их альма матер. Очень отрадно, что такие творческие силы, заботящиеся о сохранении традиции, остались в провинции в ситуации, когда даже в художественной среде к академической школе преобладает презрительно-ироническое отношение, когда наше искусство всё больше скатывается в сторону интернационального шоу-бизнеса, когда вопросы выгоды возобладали над требованиями культуры. На выставку «Крым. Чувство Родины» Кондулуковы привезли свои этюды и картины, выполненные за последние пять лет в Крыму на пленэре. Художники много путешествуют по России, они бывали в северных областях, в Сибири, на Алтае, но Крым стал одной из ярких страниц в их творчестве. Ведь неслучайно многие русские художники ездили на юг, чтобы высветлить свою палитру. За светом и цветом отправились в Крым и Кондулуковы. В их работах действительно много света, влажного морского воздуха, южного марева. Для них важно передать состояние и настроение пейзажа. Здесь и море в разное время суток и состояния: штиль, бриз, шторм, курортная неспешная жизнь крымских городков: Алушты, Балаклавы, Судака, Гурзуфа, есть даже курортные натюрморты с неизменной сушёной рыбой, пивом, южными фруктами. Кондулуковы вместе более полувека и, конечно, влияют друг на друга, став из двух половинок одним единым целым. Вера Ивановна провела экскурсию по выставке для молодых, начинающих художников, приехавших на фестивальный пленэр в Хвалынск из разных художественных училищ страны. Её энергичный, живой рассказ о натурной работе был для них первым мастер-классом на фестивале «Хвалынские этюды». Сергей Никитович иногда добавлял к рассказу жены подробности о работе над многосеансной картиной, где важна аналитическая работа над композиционным построением, над «стройкой картины». В колорите работ Кондулуковых много нежных валёров, создающих атмосферную дымку, размывающих границы форм, делающих их подвижными. И глядя в целом на работы выставки, зритель ощущает её символический смысл: Россия только начинает выходить из тумана и определяться в своих новых границах, и это пробуждение началось с Крыма. Вот к этому предчувствию той Родины, которую эти художники продолжали утверждать в своей художественной и педагогической практике, часто не благодаря, а вопреки основным течениям в искусстве, можно прикоснуться на выставке