В рамках проекта Северной сельской библиотеки «Великий статус мудрости – учитель!» посвященного Году педагога и наставника, представляем цикл воспоминаний – «О любимом учителе».
Евгений Павлов: В рамках проекта не сразу собрался написать. Основная сложность – это выбрать про кого…
А потом решил не выбирать, опишу те моменты, которые сегодня, спустя +/- 30 лет периодически заставляют задуматься и вспомнить, откатиться туда, где впитывался «много» и «разно» образный мир, где формировался характер, где закладывались основы личности и фундамент для будущих знаний и умений.
Итак, всё началось с мамы… с «классной» во всех смыслах мамы! Анна Николаевна! Лично я думаю, что мои одноклассники, а также все, кто младше меня на «минус 3 года» шли к Вам каждый день сначала за впечатлениями, а потом уже, прицепом, - за знаниями. Вашу самоотверженность, Вашу «жизнеработу» неправильно описывать, с Вас нужно писать учебные пособия… Всех учителей своих детей и детей своих друзей я пытался сравнивать с Вами. При этом, Вы настолько задрали в моём понимании планку «Классный руководитель», что спустя какое – то время я вынужден был возвести Вас в ранг «Классная мама», потому что классные руководители последующих поколений были именно «Руководителями класса».
Первый запомнившийся шок: в школе с тысячами квадратных метров строго – унылых бело – серых стен, на наш класс за ночь!!!(или мне так помнится) опустился осенний листопад! Это сколько же раз нужно было опустить трафарет и промокнуть его разноцветными красками, «разуделав» все стены в красно – желто – зеленые листья! Сейчас я понимаю, что это не только поперек строгим, консервативным, одинаковым для всех нормам дизайна школьных помещений, но и просто куча потраченного личного времени. Но знаете, на самом деле Вы не потратили это время, Вы его преобразовали, трансформировали в детский восторг, в радость, в благодарность на многие годы!
- Электронная таблица умножения…
- Металлофоны и групповые на них исполнения простеньких мелодий…
- Какие – то кружкИ…
- Постоянные придумки, внутренние конкурсы типа «командир класса…»
- Отмечания Дней рождений каждого маленького Человека…
- Летние походы с пикниками…
- Зимние прогулки на лыжах…
Элементарные, но такие важные открытия как: «попить настоящей родниковой воды из собственноручно изготовленного здесь же бумажного стаканчика…» Вы не «классный руководитель начальных классов», Вы образец умной, строго – заботливой всеобъемлющей и всепрощающей любви к детям!
Именно поэтому, после 3 лет сказки начальных классов, мы внезапно оказались, как все остальные дети, в «просто школьном мире». И мы стали за пару месяцев худшим классом школы… неуправляемыми детьми, с родительскими собраниями каждые 2 – 3 недели и негативными тенденциями…
Год… Пока нам опять не посчастливилось попасть под вашу опеку. Как перещёлкнули тумблер… Лучший класс… Победы во всех школьных конкурсах – за нами… А если быть точным, то за Вами с нами!!!
А потом Вы нас адаптировали, ненавязчиво, незаметно, к самостоятельной жизни в обществе себе подобных.
Я верю, что Вы чувствовали нас, нашу не высказываемую, но такую непосредственную детскую любовь. Я бы хотел, чтобы все то, что Вы нам дали, - вернулось Вам. И даже если бы это была бы всего лишь одна миллиардная доля, то Вы были бы самым счастливым человеком на Земле!
А потом мы выросли…
Стали сдержаннее. В нашей школьной жизни появились еще педагоги и так называемые «узкие» предметы. Методика ли это, или личные заслуги учителей, думаю, - некий симбиоз, но очень много информации из школьной программы всплывает в голове до сих пор. Иногда сама собой. Несколько примеров.
География. Любовь Галактионовна.
Существуют так называемые ассоциативные слова и фразы. Благодаря Вам, при фразе «Пик коммунизма», я понимаю, что речь идет о самой высокой точке Советского Союза в Памирских горах, а не о политическом развитии некой партии. Или слово «Гондурас». Для многих оно кажется ругательным, у меня в голове автоматически всплывает «Тегусигальпа» (столица страны Гондурас). Аналогично: Камбоджа – Пномпень… Наверное, это не самые важные знания в быту, но они очень приятно расширили кругозор, прочно заняв свои места на подкорке.
Отдельное спасибо за «крайние в каждой четверти» уроки. Не знаю, была ли это Ваша практика только для нашего класса, или для других тоже, но на этих уроках Вы нам читали… Книги о природе, о животных. Сейчас в памяти 3 таких книги, могу немного ошибиться в названиях: «Мурзук» про рысь, «Арно» про голубя, «Лобо» про волка. Вы читали и иногда, казалось, даже плакали…, а мы сидели тихо – тихо, слушали и верили…
Немецкий язык. Галина Васильевна.
Вы требовали учить, иногда заучивать. Это новые слова, словосочетания, предложения. Их нельзя запомнить через понимание, их можно только выучить. А вот комбинации этих слов… Вы всегда приветствовали и даже радовались, когда мы пытались именно разговаривать, составляя в диалоге нестандартные предложения. И даже, если при этом из 6 слов мы знали 4, Вы с удовольствием подсказывали. И это была оценка 5. Как оказалось это очень полезная практика и опыт. Оказывается, ограниченным количеством слов английского языка, который не изучали в школе, вполне можно объясняться и тебя поймут в какой-нибудь другой стране, где этот язык является международным. Так уж получилось, что эти, отдельные английские слова, запоминаю через аналогии с немецкими. Они очень часто схожи. При этом, в каждой стране мира, прислушиваясь к иностранной речи, я пытаюсь вычленить немцев.
Однажды, в одной из стран грелся в отельной сауне. Зашли 2 человека, вероятно отец с сыном. Из длинной фразы старшего к младшему, ухо выхватило знакомое вопросительное: «wie viele Grad» (сколько градусов)? – «achtundsiebzig Grad überNull» (78 градусов выше нуля),- вырвалось у меня совершенно автоматически…
А еще подумалось: «хорошо прижилось… как минимум на 20 лет…»
Еще, не знаю зачем, но до сих пор помню песню «Солнечный круг» на немецком языке.
И в институте выгнали с первой же пары немецкого языка за подсказки, с оценкой «отлично» в зачетке.
Danke schӧn (спасибо!) Галина Васильевна!
Химия. Галина Васильевна.
Идея с подсказками на паре, после обдумывания произошедшего, понравилась. Повторил на химии. С тем же результатом в зачетке. До сих пор помню формулы изученных в школе кислот, производных солей. И, если не все, то почти все латинские названия элементов таблицы Менделеева…
Сейчас, начав писать эти заметки, понимаю, что сильно не умещаюсь в формат «заметок». Так много вспоминается разных ситуаций, очень много знаний, каких-то правил, тезисов, отрывков стихов и т.д. помнится с тех самых школьных времен:
- «Я к вам пишу - чего же боле...»; «забил снаряд я в пушку туго…», «нивы сжаты, рощи голы…» и т.д. А еще, оказывается, у Учителя и целого Директора! школы можно запросто взять почитать личные домашние книги! Респект и уважение, Любовь Николаевна! И, да, можете поругать меня за «авторские» знаки препинания по этому тексту…
И похожие воспоминания есть о каждом Учителе, принявшем участие в моем школьном образовании и воспитании.
Все… Не буду больше утомлять читающего…
Резюмируя, хочу сказать следующее.
Мы часто, почти всегда были недовольны учебой, хотелось меньше уроков, заданий и больше свободного времени. Но сейчас, опираясь на фундамент первоначальных знаний, приобретенного с их помощью опыта, могу с уверенностью сказать: все было правильно. Вы, Учителя, как проводники между громадным пулом знаний, возможностей с одной стороны и не обремененным знаниями и желанием их получать детским мозгом с другой, блестяще справлялись со своей задачей!