Не так давно житель Хвалынска Денис Сергеевич Вернигора безвозмездно передал Хвалынскому краеведческому музею прямо-таки царский подарок! А именно – древний каменный топор, возраст которого, по оценке ученых, – от четырех до пяти тысяч лет!
Топор, а если быть точным, фрагмент его нижней лезвийной части, Денис Сергеевич обнаружил совершенно случайно, в воде у берега Волги, в нескольких километрах от Хвалынска.
- Сначала мне показалось, что это небольшая рыба, наподобие «бычка», - рассказывает даритель. – Он лежал под водой, в песке между камней. Поверхность очень гладкая, тщательно отшлифованная. Но когда поднял и рассмотрел, очень удивился - сразу понял, что это не просто камень, а настоящее оружие древнего воина!
И вот перед нами - фрагмент (обломок) топора бронзового века (время его бытования, согласно данным саратовского археолога Малова Н.М., – 3-2 тысячи лет до н.э.), а именно – его нижняя лезвийная часть. Топор лопастной, с центральной рельефной нервюрой, сверленый, с втулкой для насаживания рукояти. Поверхность тщательно отшлифована при изготовлении. Нижняя часть имеет закругленный и заостренный выступ, расположенный на внутренней стороне, на нижней части топора.
Изготовлен топор вручную, с применением сверления и шлифования. Размеры сравнительно небольшие – длина 10 см, ширина – до 5 см в наиболее широком месте.
Материал, из которого топор изготовлен, геолог Егорычев Л.Г. определил как магматическую породу габбро, включающую такие минералы, как амфибол (роговая обманка), плагиоклаз, гематит. Такие породы характерны для Южного Урала, либо они могли быть принесены в наши широты древними ледниками, что менее вероятно.
Хотя хронологически топорик относится к бронзовому веку, но в древних культурах зачастую металл был весьма редким и дорогим материалом, и потому люди продолжали активно использовать каменные орудия в тяжелых условиях борьбы с дикой природой и недружелюбно настроенными соседями. С той лишь разницей, что это были уже не просто остро сколотые камни, а уже предметы, изготовленные с изрядной долей мастерства, с использованием пусть и примитивных, но технологий.
Действительно, изучая предмет, не перестаешь удивляться - древний мастер на славу постарался, изготавливая его! Хотя топорик выполнен из твердой и тяжелой породы, но просверлен очень аккуратно, с большой тщательностью отшлифован, остро заточен и оборудован выступом лезвия в нижней части. А вдоль лезвия в центре проходит тонкая ровная выступающая кромка – нервюра. Настоящее произведение искусства первобытных людей!
Вряд ли можно сомневаться, что такие топоры были для их хозяев самыми главными в быту предметами и значили куда больше, чем для современного человека – автомобиль, смартфон и кредитная карта вместе взятые. Ведь от наличия такого топора, его прочности и остроты напрямую зависело, останется ли его хозяин в живых, продолжит свой род – или же станет трофеем более удачливого обитателя этой планеты, будь то дикий зверь или воинственный Homo Sapiens.
Судя по утрате верхней части, сломанной в месте крепления к рукояти, можно предположить, что обладателю этого топора не очень повезло в бою или охоте. Быть может, в тот ответственный момент у него под рукой оказался какой-нибудь не менее «брутальный» предмет, спасший его жизнь - но этого мы уже никогда не узнаем. Как и того, сколько зарубок было на рукояти сломанного топора.
И все же очень хочется надеяться, что этот брутальный артефакт успел прослужить достаточный срок для того, чтобы род древнего мастера-воина-охотника продолжился, а его навыки и умения оказались переданы следующим поколениям.
В любом случае, сломанный топорик не только пережил своего создателя на несколько десятков веков, но и затем не затерялся в волжских песках, а был замечен внимательным взглядом волгаря, поднят, атрибутирован и передан музею. И в готовящейся экспозиции это грозное оружие древности непременно займёт своё достойное место!
Отметим, что это не первый предмет старины, который Д.С.Вернигора дарит музею. До этого он уже передал в том числе такие предметы, как дореволюционная печать пристава, старинная пряжка от женского ремня и не менее старинный ключ от замка - фигурный, цельнокованый, с гравировкой фамилии владельца. За что музей, конечно, выражает Денису Сергеевичу особую благодарность и надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество!