(Выставка Елены Мальцевой в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина)
Автор: Бородина Валентина Ивановна
16 июля 2023 года в картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина открылась выставка известной саратовской художницы Елены Ивановны Мальцевой. За 34 года своих августовских поездок в Хвалынск Е.И. Мальцева не просто сроднилась с городом, создав не один его живописный портрет с разных ракурсов, но и побудила многих хвалынцев посмотреть на город через свои волшебные цветные очки. Елене Ивановне нравятся старые уютные дворики, окраины, архитектурные раритеты старого городка. Даже за время своих коротких свиданий с хвалынским пейзажем она умеет найти его истинное лицо, непохожее на другие: «Природа Хвалынска – торжественна горами, величественна Волгой. На Хвалынских просторах я получаю много замечательных открытий – откровений о сложном единстве мелодий бытия», – говорит Елена Ивановна. Она берётся за кисть для того, чтобы взволновать, удивить своего зрителя, помочь ему увидеть, что мир вокруг, каким бы несовершенным он нам ни казался, на самом деле всё-таки прекрасен.
Как назвать её работы, представленные на выставке? Этюды? Картины? И то, и другое одновременно. Особенностью её творческого метода является единство первичного восприятия или «внешнего глаза» с внутренним опытом, т.е. «умным глазом», поэтому натурный этюд у Елены Ивановны приобретает статус самодостаточного произведения. Именно это сочетание позволяет ей непосредственные натурные впечатления преображать импровизацией. Елена Ивановна может работать в одних и тех же местах города, с одним и тем же мотивом, но всякий раз – это новый взгляд. Сама художница так рассказывает о своём методе: «Мой творческий путь идёт и через природу к искусству, и через искусство к природе. Эти две стихии пересекаются, формируются, торжествуют дыханием жизни, даря глубокие, очищенные ощущения».
«Живописец творит не в тот момент, когда смотрит на натуру, а когда расцвечивает холст… всё внимание художника и его знания должны сосредоточиваться на его палитре и холсте…Изучение природы для живописца не значит копирование её случайных признаков, а в обобщении их …Природа только напоминает человеку, а человек берёт её как канву и на ней уже претворяет краску в цвет…для нахождения «вечных» мест той или другой формы и цвета на плоскости», - писал в 1911 году К.С. Петров-Водкин. Елена Ивановна следует именно этому правилу, претворяя краску в цвет и находя для него «вечные» места на холсте. . Гиперболизируя цветовые контрасты Елена Ивановна балансирует всегда «на грани», но врождённое чувство гармонии не подводит её. Не только форсированный цвет, но и перетекание цветовых оттенков по всей поверхности холста, ритм и графика мазка — основные элементы творческого метода Елены Ивановны.
Часто городской мотив подан в звонкой колористической оркестровке и пронизан таким сияющим светом, что взрослое видение как-то незаметно смыкается с видением детским – свежим, удивлённым, очарованным, совмещающим космическое и земное. Интересно наблюдать, как работает Елена Ивановна. Многие хвалынцы говорят, что она «танцует» возле холста, когда пишет, ведь в её душе звучит музыка: «Художник видит сердцем созвучие, строй и согласие мира. Душа художника, как натянутая струна, отзывается на малейшие колебания вселенского организма».
И ещё одно неотъемлемое качество творческого метода Елены Ивановны – работа всегда делается с любовью. Эти работы представляют результат ощутимого пленэрного удовольствия. На выставке можно увидеть многочисленные отражения в «реке времени» как самой художницы, так и разные грани города, ставшего знаковым в её судьбе.