Битва на Курской дуге - 80-летие Победы: доблестный путь Ивана Рассыльнова
Битва на Курской дуге - 80-летие Победы: доблестный путь Ивана Рассыльнова
Историческая справка: самое крупное танковое сражение в истории. В нëм участвовали 4 миллиона человек. Длилась 50 дней и ночей. Коренной перелом в Великой Отечественной.
Многие наши земляки участвовали в Курской битве. Один из них - Иван Алексеевич Рассыльнов (1911-1997), старший сержант, механик взвода обеспечения 3‑го мотострелкового батальона 19‑й механизированной бригады.
Родился в Сосновой Мазе Хвалынского района. В 1924-м окончил 4-классную начальную школу.
До организации в селе колхоза работал в единоличном хозяйстве, в 1930-м вступил в колхоз «Год великого перелома». В ноябре 1930-го уехал в Фергану, где окончил 6-месячные курсы шофёров. Всю свою жизнь Иван Алексеевич посвятил этой профессии.
Окончив курсы, Иван Рассыльнов работал шофёром в разведгеологической партии в Фергане.
В 1934-м вернулся в родное село, два года работал шофёром. В 1936-м переехал в Алексеевку, где до 1939-го трудился в 41-м совхозе.
Затем вновь уехал в Фергану, где работал шофёром на военном продовольственном складе.
С начала Великой Отечественной до 1942-го работал на том же складе по «броне».
В октябре 1942-го Иван Алексеевич был демобилизован с продовольственного склада и призван в армию. Сначала около месяца обучался на курсах в Горьком, а затем направлен на Калининский фронт (ныне Тверская область) в 1-й отдельный особый мехкорпус, где до 23 февраля 1943 года находился в пехоте в обороне.
Затем воинская часть, в которой служил Рассыльнов, была направлена на переформирование в Воронежскую область. Оттуда, получив необходимое вооружение и технику, направлена на Курскую дугу на Степной фронт. Иван Рассыльнов нëс службу в качестве шофёра, возил 45-мм пушку и другую технику.
С июня 1943-го принимал участие в ожесточённых боях на Курской дуге, участвовал в освобождении Белгорода. С тяжёлыми боями освобождал Харьков, Казачью Лопань, село Мироновку, города Слонов, Красноград, Кременчуг. Потом шли вниз по Днепру - село Перволочное, здесь по наведëнной переправе через Днепр ворвались в село Мишурин Рог, занятый немцами, уничтожив 134 боевых машины, 2 танка.
За эту операцию семь человек из 19-й мехбригады 3-го мотострелкового батальона получили звание Героя Советского Союза, а Иван Алексеевич был награждён медалью «За боевые заслуги» и ему было присвоено воинское звание старший сержант.
Далее с боями продвигались на населённые пункты Лиховку, Жёлтое, Пятихатку, Михайловку, Новую Прагу, по направлению к Кировограду. В этом районе Ивану Рассыльнову было поручено провести две сложные ответственные боевые операции: вывести с оккупированной врагом территории машину с боеприпасами и санитарную автомашину, предварительно отремонтировав их. Иван Алексеевич выполнил задания под непрекращающимся огнём неприятеля. Одну автомашину вывел днём, другую - ночью. За эти трудные и смелые операции, выполненные блестяще, Иван Алексеевич был награждён медалью «За отвагу».
После тяжёлых боёв и потерь батальон направлен в Днепропетровскую область на формировку и подготовку к новым боям.
С сентября по декабрь 1944-го воевали с бандеровцами недалеко от Бреста.
17 января 1945-го направлены в Польшу, освобождали Варшаву, затем направлены в Германию на Одер и дальше. За одну ночь приходилось проезжать без света по 120 км. Соединившись с 1-м Украинским фронтом, в апреле 1945-го направились на Берлин.
Берлин брали штурмом. Немцы сдались в полночь 1 мая 1945-го, а затем войска, в которых воевал Иван Алексеевич, были выведены из Берлина.
В июне 1945-го Рассыльнова как опытного водителя направили в Берлин, где он служил шофёром в советской военной администрации до декабря 1945-го.
После демобилизации Рассыльнов работал в Фергане и Фрунзе, а в 1959-м вернулся в Хвалынск и до 1971-го работал шофёром в Хвалынском автохозяйстве. Был одним из лучших шофёров города. Награждён двумя медалями «За трудовую доблесть».
По материалам Хвалынского краеведческого музея