Рекламный баннер 990x90px ban1
98.26
103.19
Рекламный баннер 728x90px main1

ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ МАСТЕРОВ СВЕТОПИСИ

«ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» МАСТЕРОВ СВЕТОПИСИ

В фондах Хвалынского краеведческого музея хранится весьма необычный предмет. Его название и назначение порой вызывает вопросы даже у бывалых любителей старины. Между собой сотрудники музея называли его «волшебный фонарь». Он и правда отдаленно похож на необычный фонарь, на маленькую печку-«буржуйку», на примус… И ни на один из этих предметов! Может быть, уважаемым читателям будет интересно самим отгадать предназначение этого аппарата перед тем, как прочитать правильный ответ?

Предлагаем вначале рассмотреть это чудо старинной техники с разных ракурсов – он поистине заслуживает особого внимания!

Внутри предмета установлена керосиновая лампа! При этом она практически полностью закрыта. Позже, правда, кто-то вмонтировал в корпус патрон для электрической лампочки. Верхняя труба служит именно для вывода продуктов горения керосина (возможно, на верхней крышке можно было и маленький чайник подогреть, но это точно не главное назначение аппарата). На задней стенке имеется задвижка – чтобы обеспечить доступ к горелке. А сбоку, под углом к корпусу, смонтирована основная рабочая камера прямоугольной формы. Закрывается она деревянной крышкой, которая, в свою очередь, имеет две маленьких «дверцы». Обратная сторона крышки с «дверцами» обита темной бархатной тканью. Прижимается крышка двумя пружинными пластинами из цветного металла. А небольшая рукоятка обеспечивает работу внутри камеры двух других раздвижных створок с красными стеклами.

Тот, кто имел собственный опыт печати фотографий с пленки, знает, что красные стекла, красный свет используются при проявке негативов и создании фотографий. Такой свет позволяет не «засветить» плёнку и при этом видеть сам процесс печати, получаемые изображения. Однако не каждый, кто видел в действии фотоувеличитель, сможет сразу понять, как использовать для работы с фотографиями такой прибор - без какой-либо оптики, да ещё и с керосиновой лампой внутри!

Ключом к пониманию назначения аппарата служат фотонегативы, выполненные на стекле, в формате 9х12 сантиметров. Ведь они идеально помещаются в камеру данного прибора под бархатную дверцу! И становится понятно, что, открывая заслонку с красным стеклом, мы пропускаем через негатив лучи света, спектр которых уже способен воздействовать на светочувствительную поверхность, проявляя изображение.

Старинные стеклянные негативы сегодня в большом количестве хранятся в фондах краеведческого музея. И, что важно, - автором большей части этих работ является Михаил Радищев, городской судья, владелец особняка, в котором сегодня располагается отдел истории Хвалынского краеведческого музея. А «по совместительству» Михаил Алексеевич был увлеченным исследователем природы, истории, археологии, этнографии Хвалынского уезда и его окрестностей, почётным членом Саратовской учёной архивной комиссии. А, судя по количеству дошедших до нас стеклянных фотонегативов, Михаил Радищев, освоив фотоаппарат, практически с ним не расставался, брал его с собой в каждую экспедицию, на каждую прогулку…

Кстати, на одном из таких негативов, где запечатлены брат Михаила Пётр Радищев и сын Алексей, мы видим и фотоаппарат той эпохи – огромный, тяжёлый, на высокой треноге. Подобный аппарат, но принадлежавшей уже другому известному хвалынскому фотографу, мастеру портрета Ионе Мироновичу Гольдфейну, хранится в фондах музея. Любуясь им, трудно не оценить по достоинству «творческие муки» фотохудожников прошлого, вынужденных носить на себе столь тяжкую ношу.

А ещё, просматривая старинные негативы на стекле, поневоле задаешься вопросом - каким же образом выполнялась с них печать? Какое оборудование использовалось? Какие реактивы?

Хотя сама техника фотографии существует уже почти двести лет и процесс фотографирования изучен досконально, по сей день вызывает восхищение искусство «светописи» рубежа 19-20 веков, когда на стеклянных пластинах, покрытых кристаллами светочувствительных галогенидов серебра, получались изображения высочайшей четкости! В черно-белой гамме передавались тончайшие нюансы света и теней, очертания самых мелких деталей, хорошо видимые при увеличении и проявке - даже спустя более ста лет!

Читая химические формулы и рецепты проявителей для этих пластин, которые изготовители печатали непосредственно на упаковке, поневоле думаешь, что процесс фотопечати напоминал что-то среднее между алхимией и колдовством! Вот, к примеру, «испытанные рецепты для пластинок «ИРИСЪ»: фотографу предлагается использовать «Гидрохинон-Метол», для чего приготовить «волшебный эликсир» из метола, сулфита, гипосульфита, поташа, или же «Адурол концентрированный» – из смеси сернисто-кислого натра, поташа, адурола и бромистого калия.

Однако выдержавшие с честью этот практический экзамен на знание химии вознаграждались сполна волнующими картинами остановленных мгновений!

Оставалась самая малость – перевести изображение с негатива на фотобумагу. И здесь фотографы ушедшей эпохи прибегали к такой технологии, как контактная печать.

Контактная печать — способ получения позитивного изображения в фотографии и кинематографе, при котором отпечаток на фотобумаге или позитивной киноплёнке получается путём экспонирования сквозь прижатый вплотную негатив, без использования объектива. При этом размер отпечатка совпадает с размером негатива. При этом негатив и позитивный материал должны плотно прижиматься друг к другу эмульсионными слоями.

Контактная печать была первым способом тиражирования позитивного изображения в фотографии и кинематографе, и появилась задолго до оптической. Впервые контактная фотопечать использована в калотипии, изобретённой Тальботом в 1841 году. К бумажному негативу плотно прижималась пропитанная хлористым серебром бумага, темневшая под действием ультрафиолетового излучения Солнца.

Дальнейшее развитие технологий фотографии привело к появлению альбуминовой печати на фотобумагу, покрытую взвесью хлоросеребряных микрокристаллов в альбумине, получаемом из яичных белков. Как и «солевая» бумага Тальбота, так и альбуминовая были пригодны только для контактной печати с помощью солнечного света. Проявление происходило непосредственно во время экспозиции, длившейся 25—30 минут, а затем бумага отделялась от негатива и погружалась в раствор вираж-фиксажа. В 1884 году два предыдущих типа уступили место аристотипным фотобумагам.

В первые десятилетия существования в фотографии негативно-позитивного процесса контактная печать производилась в специальных копировальных рамках, предназначенных для плотного прижима фотобумаги к эмульсионному слою негатива. Копировальные рамки существовали двух разновидностей: со стеклом и без стекла. Последние в дореволюционной России назывались «американскими» и были дешевле «стеклянных». Копировальная рамка состоит из металлического или деревянного корпуса, и предназначена для прямой печати со стеклянных фотопластинок. На дно рамки, имеющей размеры определенного формата фотобумаги, кладут эмульсией вверх неэкспонированный лист и сверху прижимают стеклянным негативом. При этом эмульсионная сторона негатива обращена к фотобумаге, входя с ней в плотный контакт. В таком виде рамка выставляется на солнечный свет, экспонирующий фотобумагу сквозь негатив. В зависимости от оптической плотности участков негатива свет ослабляется в большей или меньшей степени, формируя позитивное изображение.

Распространение желатиносеребряных фотобумаг с проявлением, обладавших большой светочувствительностью, сделало невозможным печать при дневном свете, слишком сильном для таких фотоматериалов. В практику фотографии вошла печать при помощи керосиновых, а позднее электрических ламп в затемнённой фотолаборатории с неактиничным освещением. Позднее появились более удобные для контактной печати на бромосеребряных бумагах копировальные станки, представляющие собой светонепроницаемый ящик с расположенными внутри лампами накаливания.

Популярность компактной аппаратуры малого и среднего форматов привела к вытеснению контактной печати проекционной в большинстве отраслей фотографии. Тем не менее, в технических отраслях, таких как репродукционная съёмка, полиграфия и фотокопирование, контактная печать использовалась вплоть до появления цифровой фотографии.

Итак, перед нами – старинный аппарат для контактной печати на желатиносеребряной фотобумаге с использованием света керосиновой, а в дальнейшем и электрической лампы. Именно такому аппарату (а быть может, и конкретно этому) мы обязаны наличием в музейных фондах многих старинных фотопозитивов, благодаря которым мы сегодня видим и знаем, как выглядел Хвалынск и его окрестности более ста лет назад, какими удивительными по красоте были утраченные ныне храмы города, как манили своей нетронутой красотой берега Соснового острова, как величественно проплывали по Волге белоснежные пароходы…

Такова тайна «волшебного фонаря», в котором претворялась в жизнь настоящая магия - искусство сохранять уходящее время!

Подготовил Владимир Савинов

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3