Из реставрационной мастерской в постоянную экспозицию древнерусского искусства "Небесный Хвалынск" вернулась икона "Шестоднев". Это сложная многофигурная композиция, рассказывающая о сотворении Богом-творцом мира и человека и о шеститысячелетней мировой истории.
Название иконы восходит к традиционному обозначению библейского сказания о днях творения, наиболее авторитетным из святоотеческих толкований на эти тексты является «Шестоднев» Василия Великого. В иконописи библейскому сказанию соответствует изображение Сотворения мира в шести клеймах, иллюстрирующих сотворение света в первый день и тверди-неба во второй, разделение земли и моря и насаждение земли растениями в третий день, создание солнца и луны в день четвертый, сотворение животных, птиц, рыб в пятый и человека в шестой день. Последний, седьмой день, был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2).
В христианском богослужении существует практика соотнесения с каждым днем седмицы определенных воспоминаний о ветхозаветных и новозаветных событиях и лицах: в понедельник — о Бесплотных силах, созданных прежде человека, во вторник — о ветхозаветных праведниках и пророках и о самом почитаемом из них — Иоанне Предтече, в среду начинается прославление новозаветных событий — поминаются Тайная вечеря, Крестные страдания Иисуса Христа, Богоматерь, в четверг — апостолы и святитель Николай, в пятницу — день памяти Страданий и Смерти Иисуса Христа, суббота — день памяти всех святых и первой среди них — Богоматери, а также всех от века усопших праведников, воскресенье — прославление Воскресения Христова. Каждому дню седмицы соответствует определенный праздник: понедельнику — Собор архангела Михаила, вторнику — Усекновение главы Иоанна Предтечи и т. д. Эти великие праздники с композицией "Суббота всех святых", на которых изображены блаженные, двенадцать апостолов, преподобные, святители, пророки, святые лекари, преподобные жены, апостолы из чина семидесяти, мученики, мученицы, представлены на иконе.
На полях иконы представлены наиболее чтимые святые. В углах композиции — четыре евангелиста. По периметру расположены клейма с парными изображениями святых и несколько сюжетных сцен, такие как «Поклонение агнцу» и «Убиение царевича Димитрия». Состав святых в иконах «Шестоднев» вариативен, что связано, вероятно, с индивидуальным заказом.
Изображение событий грандиозного исторического масштаба и значения в окружении клейм со вселенскими и русскими святыми призвано показать, что Русская церковь с крещением Руси стала частью Вселенской Церкви и включена в Домостроительство Божие.
Много усилий к восстановлению иконы приложила художник-реставратор Апполонова Евгения. Были укреплены многочисленные осыпи красочного слоя по опуши и особенно по нижнему краю иконы, удалены загрязнения лака, выполнены реставрационные тонировки. Можно заметить, что утраты изображения не реконструировались художником, в связи с проведением работы по принципам музейной реставрации. То есть с сохранением того вида памятника, в котором он дошел до наших дней, со всеми отметками его бытования.
Икона относится к середине XIX века и происходит из Успенского собора Черемшанского старообрядческого монастыря.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: