Сейчас в работе у нашего художника-реставратора находится интересная и необычная икона святителя Николая Чудотворца. Икон этого почитаемого во всем христианском мире святого в собрании нашего музея великое множество. Это и житийные образа, и самая распространенная иконография "Никейское чудо", и Никола Можайский. Иконы храмовые, дорожные складни, меднолитые образа чудотворца и др.
Настоящий образ показался нам необычным по двум деталям:
1. написание имени святого в послераскольной традиции при том, что эта икона имеет явные старообрядческие отличия;
2. изображение сразу двух ангелов-хранителей на полях иконы.
НИКОЛА ИЛИ НИКОЛАЕ?
О том, что данная икона имеет старообрядческое происхождение свидетельствуют характерные для ревнителей древлего благочестия элементы иконописного образа: соответствие манеры письма византийскому канону, отсутствие живописности в изображении святых; строго двуперстное благословление (НЕ именословное перстосложение); наличие предстоящих святых на полях иконы; темный колорит; наличие глубокого ковчега в доске. Однако принципиальным для староверов было также правильное написание имени святого: если с именем Спасителя староверы единственно правильным провозглашали написание имени Христа как «Исус» и аббревиатуры «IС. ХС.», отвергая никоновское «Иисус», то имя Святителя Николая Чудотворца старовера писали как "Никола".
Интересно объяснение такой строгости в соблюдении написания имён святых. Знаменитый вероучитель, подвижник старой веры протопоп Аввакум в беседе «Об иконном писании» высказывает негодование об изменении древней традиции: «Ох, ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступков и обычаев! А Николе чудотворцу дали имя немецкое: Николай. В немцах немчин был Николай, а при апостолех еретик был Николай; а в святых нет нигде Николая. Только с ними стало». Главный идеолог старообрядчества в своем рассуждении апеллирует к фигуре предводителя ереси николаитов, отстаивавших в своей трактовке учения соединение христианской основы с языческими традициями, а также к еще одному церковному деятелю католического происхождения (Немчин), принимавшему участие в церковной жизни России на рубеже XV-XVI столетий. Таким образом, староверы старались строго придерживаться начертания имени Чудотворца как НИКОЛА, как бы подтверждая, что это ни кто иной, как Чудотворец и Угодник, архиепископ Мир Ликийских Никола.
Однако в XIX в. массовое - если не сказать потоковое - развитие иконописи, удешевление создания образов, повышение спроса бедного населения страны на иконы стало размывать границы старообрядческой и "никонианской" традиции письма. Да и многие иконописцы-староверы выполняли работы для самых разных заказчиков: от реставрации икон в соборах Московского кремля до написания икон для богатых купцов-староверов. Поэтому, можно предположить, что на нашей иконе как раз старообрядческая визуальная традиция слилась с традицией господствующей церкви в понятном и привычном большинству верующих написании имени Николая Угодника.
ДВА АНГЕЛА
Вторая особенность иконы - два ангела-хранителя на левом поле иконы - действительно необычный случай. Изображение патрональных святых на полях священного образа - распространенная практика в старообрядческой иконописной традиции и особенно в крестьянской народной иконе. На полях писали святых, тезоименных членам семьи заказчика, а также т.н. "помогающих" святых. При этом опирались на распространённое в старообрядческой среде сочинение «Киим святым каковые исцеления от Бога даны», где содержались тексты с перечислением святых и их способностей помогать людям в различных бедах и напастях. Староверы в числе приписных святых почти всегда изображали ангела-хранителя, которых на нашей иконе оказалось аж целых два. Почему? Возможно, икона писалась по заказу семейной пары (к слову на правом поле иконы изображены Святой Иоанн воин и святая мученица Агафья - не имена ли заказчиков?), и для мужа и жены был изображен свой небесный заступник.
Икона поступила в реставрацию с мелкими фрагментарными утратами красочного слоя, особенно по краям и нижнему полю иконы, на фигурах святых. Однако утраты не повредили целостность восприятия этого строгого, но очень красивого образа. В настоящее время проводится подведение реставрационного грунта в местах утрат, которые позже будут тонироваться с целью сохранить целостность восприятия иконы.
Консервационные работы иконы в 2021 г. проводила реставратор Мигель Ольга, сейчас реставрацию иконы проводит художник-реставратор Апполонова Евгения.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: