Рекламный баннер 990x90px header-top
81.19
93.51
Рекламный баннер 728x90px center-top

ИКОНА СВЯТОГО "ЭКЗОРЦИСТА" ВЕРНУЛАСЬ С РЕСТАВРАЦИИ

ИКОНА СВЯТОГО "ЭКЗОРЦИСТА" ВЕРНУЛАСЬ С РЕСТАВРАЦИИ

В постоянную экспозицию древнерусского искусства "Небесный Хвалынск" вернулась икона Святого великомученика Никиты Бесогона. В иконе интересен не только сюжет, где святой побивает искушавшего его беса, но и перипетии судьбы самого Никиты, в лице которого слились сразу два христианских персонажа.

Святой Никита, побивающий беса, – раннехристианский мученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе. Память Никиты Бесогона – побивающего беса, праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.). Поэтому еще в Средние века события, изложенные в житии Никиты Готского и апокрифическом сказании о мучении Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.
В апокрифическом мучении было больше чем в каноническом житии элементов чуда, благодаря чему оно стало основой для создания иконографии святого, "иже беса мучил".

Сам мотив избиения беса святым выглядит маргинальным для христианской метафизика: он известен в первую очередь по апокрифическим памятникам и не вполне соответствует представлениям о бесплотной природе падших ангелов. Для древнерусской культуры данный сюжет нетипичен, и перекочевал на русскую почву в массе переводных византийских памятников,
проник в сочинения русских авторов и занял важное место в иконографии, благодаря чему быстро стал неотъемлемой частью как «высокой», книжной, так и народной культуры.

В распространившихся на Руси памятниках агиографии нечистые духи наделяются широкими возможностями действовать в земном мире: они могут демонстрировать фантастическую силу, сокрушать деревья и камни, рушить жилища, насылать бури, поднимать ветер или грозу, «запирать» реки. Демоны могут поражать человека болезнями, наносить ему физический вред, обездвиживать, заставлять бесноваться. В свою очередь, святые могут обращать силу бесов в праведное русло и заставлять духов исполнять физическую работу: строить церкви и монастыри, переносить человека на огромные расстояния, наказывать грешников, возделывать поля и пр.

В образе борьбы Святого мученика Никиты отразился как раз такой "захватывающий" сюжет. Демон явился праведнику в темнице в образе ангела, убеждая поклониться языческим богам, чтобы избежать мучений. Святой вознёс молитву ко Всевышнему, после чего ему предстал Архангел Михаил и велел «удержать» пришельца, чтобы тот открыл свою истинную сущность. Схватив ложного ангела, Св. Никита поверг его, наступил ногой на шею и, сняв со своих ног оковы, избил ими беса. Демон попросил святого «ослабить ногу» на его шее, а затем поведал, что он был послан в темницу своим отцом-сатаной и стремился искусить мученика, чтобы принять благодарность от дьявола. Никита повелел бесу назвать свое имя – тот ответил, что его зовут «Вельзаулъ» и рассказал о своих деяниях в мире. После этого Никита взял беса «за руку», отвел к царю-язычнику и бросил перед ним, показав мучителю христиан его «бога».

Чаще всего Никиту на иконах изображали, как молодого воина с темными волосами и небольшой бородой, в Ерминии (руководстве для иконописцев) сказано, что Никита был «видом подобен Христу». И на хвалынской иконе это сходство наиболее заметно. Святой облачен в скромные одежды, в которых однако явно узнается образ воина: из-под хитона виднеется край доспеха, на спиной величаво развевается красный гиматий. Характер иконы отличается особой темпераментностью: динамичная поза святого, еле вмещающегося в пределах темницы, "мульракурсность" с которой изображены предметы обстановки (сидение под святым, архитектурный фон). Колористическое решение иконы основано на сочетании больших локальных плоскостей охры разных оттенков, темно-коричневого и киноварного цветов.

Образ поступил в собрание музея в 1927 г. из Черемшанского скита Степаниды. Реставрация - Моченцов А.Г. , 2024-2025 г.

Дмитриенко Д.Г.,
директор музея

Литература:
1. Д. И. Антонов «Беса поймав, мучаше…». Избиение беса святым:
демонологический сюжет в книжности и иконографии
Средневековой Руси" // Древняя Русь. — М.: Имидж-Лаб, 2010. — № 1(39). — С. 61-75.
2. Истрин В. М. Предисловие ; Греч. вариант XIII-XIV в. : [стр. 42] ; Греч. вариант XIII в. : [стр. 64] ; Слав. вариант XV в. : [стр. 76] ; Слав. вариант XVI в. : [стр. 82] ; Слав. вариант 1489 г. : [стр. 88] // Апокрифическое мучение Никиты. — Одесса : «Экономическая» тип., 1898. — 96 с.
3. Рождественская М. В. Никиты мучение // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — Т. XXXIX, Оригинальные и переводные жития Древней Руси. — С. 221—222.
5

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px center-bottom
Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 200x200px sidebar-right
Рекламный баннер 200x200px sidebar-right
Полезные ресурсы