Традиционная выставка хвалынских художников «Неслучайная встреча – 7»
Традиционная выставка хвалынских художников «Неслучайная встреча – 7»
Автор: Валентина Ивановна Бородина
Не в каждом небольшом провинциальном городке есть художественный музей. К счастью, в Хвалынске он есть. Конечно, он носит имя прославленного земляка-художника К.С. Петрова-Водкина, который не только в живописи, в своей новаторской сферической перспективе, оставил память о городе и его «планетарных» окрестностях, но и в литературе, посвятив автобиографическую повесть «Хлыновск» своим детским и отроческим годам на фоне истории малой родины. Но творческая «бацилла» существовала в этих местах и до появления Кузьмы Сергеевича, носителями её были хвалынские искуссники-иконописцы и безвестные самобытные народные мастера, украшавшие деревянной резьбой хвалынские домики, гончарные изделия, рисовавшие картинки-лубки для изб. Так же, как рукотворный хвалынский ландшафт органично переходит в окрестный пейзажный, так и природная красота рождала художников из народа, чтобы обрести через них форму. Такой взаимообмен между материей и духом существовал в равновесии и давал плоды в виде творчески одарённых людей. И в Хвалынске, несмотря на небольшую численность населения, всегда жили художники и оставляли следы в культурной жизни города. Некоторые из них были однокашниками К.С. Петрова-Водкина по самарским классам живописи и рисования Ф.Е. Бурова, как Г.Г. Платонов (1877-1922) и В.Ф. Орехов (1873-1942), а с И.А. Елатонцевым (1873-1950), получившим образование сначала в Астрахани в школе П.А. Власова, а затем в Казанской художественной школе и Высшем художественном училище Императорской Академии художеств, как и с художником Л.А. Радищевым (1870-1945), Кузьма Сергеевич, познакомившись в молодости, поддерживал связь в течение многих лет. Став в 1925 году первым научным сотрудником краеведческого музея, В.Ф. Орехов задумался об организации художественного отдела, экспонатами которого были бы работы профессиональных хвалынских художников. И отчасти ему удалось такой отдел создать. Это была первая попытка определить главную черту хвалынской культуры – живописную. Именно эта черта наряду с яблоневыми садами, Волгой и лесистыми горами, окружающими город изумрудным ожерельем, до сих пор является одной из определяющих уникальность города, которая поддерживается до сих пор пленэрными практиками, наличием художественного музея, фестивалем «Этюды К.С. Петрова-Водкина», который проводится с 2017 года.
Тенденция собирательства произведений искусства в краеведческом музее, заложенная В.Ф. Ореховым, в разной степени поддерживалась его преемниками. Да и в 20 веке не иссякали родники, рождавшие художников на этой земле. Многие из них, получив профессиональное образование в больших городах, не прерывали связей с родной землёй, возвращались на родину хотя бы эпизодически, как В.Н. Челинцева (1906-1981), построившая в 1960-е годы в Хвалынске творческую дачу, или В.В. Поляков (1936-2005), вернувшийся в родной город в начале 1990-х годов, возделывавший художественную среду вокруг себя и пытавшийся лучшие культурные традиции сохранить, или С.Г. Серов (1948-2014), приезжавший из соседнего Балакова каждое лето и ставший живописным летописцем города, или Г.В. Мошков (1962-2924), вернувшийся в 2000-е годы на родину. Многие постоянно жили в Хвалынске, как Г.И. Лбов (1924-2017), В.М. Милушкин (1917-2016), закончившие Саратовское художественное училище и посвятившие себя педагогике или оформительскому делу. Некоторые художники, вдохновившись волжскими широтами, живописными окрестностями городка, его атмосферой, сохранившей «преданья старины глубокой», не будучи рождёнными здесь, связали свою жизнь и творчество с ним, как Ф.Г. Пичиенко (1916-1998), В.И. Шептунов (1938-2021) или Ю.В. Кочетков. Поселившись в городе, они укоренились в этой почве, став её заметным культурным фоном.
С открытием в городе 1 мая 1961 года картинной галереи появилась возможность экспонирования собранных Ореховым и его преемниками работ. Уже тогда в галерее наряду с постоянной экспозицией, которую составляли произведения известных мастеров – участников выставок «Советская Россия», экспонировались картины местных художников и небольшие персональные выставки художников, так или иначе связанных с городом. Можно вспомнить в этой связи выставку 1963 года замечательного акварелиста М.А. Белова (1900-1983), чьё детство и отрочество связано с Хвалынском, или выставку В.Н. Челинцевой 1966 года, уроженки Хвалынска, проживавшей тогда в Челябинске. Краеведческий музей в это время возглавил профессиональный художник Ф.Г. Пичиенко. Он стал инициатором и этих выставок, а главное, присуждения имени К.С. Петрова-Водкина галерее, художника ещё в те годы известного только специалистам. Он же пытался заложить традицию проведения совместных выставок хвалынских художников в первой половине 1980-х годов. Фёдор Григорьевич хотел консолидировать творческие силы города, заинтересовать художников постоянной творческой работой. Площадь картинной галереи не имела отдельного выставочного зала, под выставку приходилось освобождать стены от постоянной экспозиции. Эти первые совместные выставки были небольшими по количеству работ. Наряду с профессиональными художниками в выставках участвовали и самодеятельные. Участниками этих первых выставок были: Е.К. Серова (1905-1999), В.В. Дудаков (1931-2013), Ф.Г. Пичиенко, Г.И. Лбов, В.М. Кудашов, А.М. Разумовский — двое последних самодеятельные. С уходом Ф.Г. Пичиенко из музея в 1986 году традиция совместных выставок угасла. Но с конца 1990-х годов, когда небольшая часть цокольного этажа галереи стала осваиваться, возобновились экспозиции персональных выставок хвалынских художников в одном из помещений, приспособленном под выставочный зал. Здесь прошли выставки Г.П. Егорычева (1910-1984), Г.И. Лбова, С.Г. Серова, В.Н. Челинцевой, М.А. Белова, Н.И. Сунчаляева, А.Г. Дьякова, В.В. Шептунова, В.М. Устинова, Н.П. Федоренко, А.Н. Фёдорова, В.В. Кидло, выставка самодеятельных художников студии «Этюд», выставка прикладного искусства - хвалынских вышивальщиц.
С 2019 года (после ремонта галереи в 2017 году), когда цокольный этаж стал продолжением экспозиции, в нём стали проводиться ежегодные традиционные совместные выставки хвалынских художников «Неслучайная встреча». В самом названии этих совместных выставок есть в каком-то смысле указание на существование традиции, которая поддерживается уже несколькими поколениями художников и музейных сотрудников. Цель этих выставок та же, что и ранее: консолидировать художественные силы города для поддержания культурной среды, стимулировать их для постоянной творческой деятельности. С самого начала было оговорено, что на выставках будут экспонироваться только новые работы. Семь прошедших выставочных лет показали, что задачи, поставленные организаторами, вполне рабочие. Основное ядро выставок - профессиональные художники, вокруг них собираются «подающие надежды» молодые и увлекающиеся творчеством - самодеятельные.
Картинная галерея им. К.С. Петрова-Водкина – традиционный классический музей. В столицах искусство насыщено экстремальными проявлениями. В провинции всё мягче, традиционнее, консервативнее. Актуальное искусство здесь - не актуально. Здесь не устраивают диких инсталляций и перформансов, будоражащих общественность, а тихо работают за мольбертами. Ничто не нарушает общую приглушенную тональность. Может быть, это и неплохо, потому что даёт возможность, отслеживая новое, придерживаться традиций, сохранять корни.
На нынешней - седьмой «Неслучайной встрече» «погоду делают» трое - В.М. Устинов, Ю.В. Кочетков и А.Г. Дьяков. Александр Дьяков решил вспомнить старшее поколение художников, которые составляли славу города. Все портреты выполнены по фотографиям и памяти автора, они передают мгновения жизни, когда человек не позирует, а общается, изменчивость образа в изменчивой среде. Художник выбрал композиции, которые гармонично объединяют модель и природное окружение. Причём в отличие от французского импрессионизма, который тяготел к видимости, у Дьякова наблюдается тенденция к большей осязательности.
Для портрета С.Г. Серова, ставшего уже легендой города, Дьяков выбрал фото, которое тоже стало историей. Его выполнил замечательный саратовский фотограф, частый гость Хвалынска – Николай Александрович Титов (1953-2021). «Сергей и Паша» - групповой портрет, рядом с Сергеем Серовым замечательный хвалынский музыкант, поэт, бард, тоже уже ушедший от нас — Павел Денисов, творчество которого было близко Сергею. На портрете они изображены в летний день во дворе хвалынского дома Павла: один - с неизменной гитарой, а второй - со своей картиной «Паша купил козу», подаренной замечательному музыканту. Оба улыбающиеся, загоревшие и молодые, так и просятся слова к названию портрета: «Все ещё живы...» Каждая деталь в этом портрете «говорящая»: руль культиватора на втором плане, говорит о том, что Павлу приходилось совмещать сочинение песен с пахотой земли для посадки картофеля, «перековывать» ноты на орало, если перефразировать известное выражение; сюжет картины в руках Сергея - о трудностях провинциальной жизни 1990-х, когда для того, чтобы прокормить двух сыновей, Павлу нужно было завести козу; старый, посеревший от времени забор - свидетель многих материальный проблем Павла, в попытке которого совместить быт и творчество, побеждало чаще всего творчество в ущерб быту.
В портрете В.И. Шептунова «Ларионыч» хвалынцы узнают знакомый жест художника, за которым следовало его любимое слово, подводящего: «Ибо...». Художник изображён тоже в своём дворе на фоне дощатой стены дома в летний день. Он с кем-то разговаривает, возможно, об искусстве, готовый ринуться в бой за него. На фоне портрета видны банки с красками, фрагменты этюдов и кисти. Виктор Илларионович был оформителем, его часто можно было видеть на улицах города на мотороллере, в кузове которого стояли банки с красками, он писал на стенах домов, бетонных заборах. Часто выезжал на этюды, писал теми же красками из банок и широкими кистями на картоне или бумаге. Был таким же широким человеком, как и его живопись. Своей белой гривой волос он напоминал льва из мультфильма «Каникулы Бонифация». В таком облике, запомнившимся горожанам, изобразил его Александр Дьяков, хорошо знавший художника.
Третий портрет Дьяков посвятил своему учителю по хвалынскому изокружку - Георгию Ивановичу Лбову. Лбова знали многие в городе, он преподавал в Доме пионеров, который стал позже называться «Домом детского творчества». Именно творчеством в этом доме и ведал этот седой, одинокий, сдержанный человек. Эту прямую до конца долгой жизни фигуру можно было легко узнать по неизменной одежде, которую он носил десятилетиями, умудряясь сохранять её свежесть. Александр Дьяков бывал в доме у Георгия Ивановича, общался с ним и после окончания изокружка. Лбов тоже изображён во дворе дома за работой. Солнце освещает его лицо, играет тенями на его светлой рубашке, путается в его седых густых бровях. Георгий Иванович улыбается собеседнику, оторвавшись на минуту от работы, чтобы открыть тюбик с краской. Он часто писал небольшие этюды в своём живописном дворике и саду. Таким, за работой, доброжелательным, в хорошем расположении духа предстал он на портрете.
Наиболее востребованным художниками оказался пейзаж, что неслучайно для художников, живущих в таких запоминающихся ландшафтах, как наши окрестности. Да и городские мотивы дают повод для лирических высказываний, особенно характерных для творчества А.Дьякова. Диапазон подходов к созданию пейзажа для наших художников широк – от интимности до эпичности. Пейзажи выставки отличаются не только большой конкретностью, узнаваемостью местности, но и образностью, лиричностью.
Осенью особенно думается, особенно чувствуется, особенно грустится. Такой мелодией грусти и света наполнены «Журавли» Ю.В. Кочеткова, в которых передано и тихое состояние осенней природы, а главное – чувство светлой печали при виде улетающих в далёкие страны журавлей – символов памяти и духовного бессмертия. Гармония покоя и скромная нарядность разлита в «Одуванчиках» - любимых «персонажах» Кочеткова. Он пишет их и акварелью, и акрилом и всегда с неизменным зрительским успехом. В «Волжском леще» для художника важным оказались рефлексы и блики на рыбьей чешуе, рождаемые светом.
Вячеслав Устинов представил более панорамные пейзажи, которые, несмотря на свои довольно скромные размеры, передают широты волжского пространства. Художник даже решил повторить опыт Куинджи в написании лунной ночи над Волгой. И этот опыт ему удался, свечение лунного света на небе и световая дорожка на воде вполне убедительны по состоянию.
Но больше всего Вячеславу Михайловичу удаются цветочные натюрморты, где цветы и среда связаны в единое целое. Его натюрморты наполнены цветом и воздухом, растворяющим контуры. Он часто пишет букеты в стеклянной посуде, привнося дополнительную игру света, преломлённого в воде. В натюрмортах он добивается той свободы, которой он не всегда достигает в пейзаже, где художник тщательнее прорабатывает холст, стараясь тонкими нюансами цвета передать состояние летнего полуденного штиля на Волге или разнообразие оттенков зелёного берегов сахалинской лесной речки на склоне лета.
Можно сказать, что «интимное» направление в пейзаже наиболее выражено в творчестве Алексея Анатольевича Карпова, оно полно лиризма. Да это и неслучайно, ведь Алексей поэт и бард. Он пишет укромные уголки сада с ветками летних или осенних яблонь, гнущихся под тяжестью яблок. Алексей умеет найти тихую радость в самом незатейливом предмете или местечке, например, с семейством рыжиков под сосной, улыбнуться при виде кота-рыбачка на мостках пруда, и, глядя на его натюрморты и пейзажи, вспоминаешь слова о том, что «красота в глазах смотрящего».
Агата Игоревна Зрелова второй раз участвует на выставке. Она с детства увлекается изобразительным искусством, посещала хвалынскую художественную студию «Этюд». Трудно определить её стилевой почерк, есть в её арсенале и живописные пейзажи с едва уловимыми «тающими» контурами, с почти монохромной гаммой, и контрастные яркие, что говорит о том, что автор скорее чуток к своим душевным состояниям, а природа является формой этого внутреннего содержания.
Ещё одна самодеятельная художница – Ирина Валентиновна Гамезо - второй раз присоединилась к профессионалам. Она использует разные техники – акварель, акрил, пастель в своих миниатюрных и часто камерных пейзажах с изображением отдельных домиков города, но и большие пространства она умеет сделать уютными. Изобразив на первом плане ветку яблони, она делает хвалынские горы сомасштабными человеку.
Очередная «Неслучайная встреча - 7» получилась разнообразной по авторским почеркам, колориту и жанрам. Художники продолжают нести эстафетный творческий огонь, переданный предшественниками, и демонстрируют своё умение дорожить именем Хвалынска.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: