В Хвалынске планируется мозаичная реконструкция «Распятия» К.
В Хвалынске планируется мозаичная реконструкция «Распятия» К.С. Петрова-Водкина
1 февраля 2026 года в алтарной нише абсиды (внешняя алтарная стена храма) Крестовоздвиженской церкви была произведена «примерка» эскиза (распечатан на баннере) будущей мозаики «Распятие». В основу её положена несохранившаяся роспись К.С. Петрова-Водкина, находившаяся внутри бывшей Крестовоздвиженской церкви, которая была расположена в южной части Хвалынска. Роспись выполнена художником летом 1911 года. Позже, 27 сентября 1911 года, уже по возвращении в Петербург, Петров-Водкин писал матери: «У меня, мамочка, очень приятное воспоминание о моей работе над Христом, странно, мне даже кажется, что и самый Хвалынск точно стал роднее, словно я там оставил ещё одну частицу самого себя, кроме любви к вам. Очевидно, это ещё происходит от сознания, что мне удалось найти точку соприкосновения моей работы с простым людом, а это утешительно». Мать художника была прихожанкой этой церкви, которая находилась недалеко от дома (сейчас в нём мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина). Когда Крестовоздвиженскую церковь закрыли в 1935 году, Кузьма Сергеевич писал матери в Хвалынск: «Как ты себя чувствуешь, милая старушка? Горюешь без церкви? Но для верующего человека Бог везде обитает». А через год, в декабре 1936 года он спрашивает в письме: «Да, мама, ты давно ещё писала, что закрыли Крестовоздвиженскую церковь – а что же сделали с помещением? Какова судьба моей картины «Распятие»? В.Ф. Орехов ничего мне не сообщал об этом». Художник и археолог Василий Фёдорович Орехов в те годы работал научным сотрудником в краеведческом музее. Понимая, что церковь могут разрушить (так оно и случилось, церкви не стало в 1941 году), он пытался выяснить у саратовских учёных, можно ли спасти роспись. Но так как она была выполнена по штукатурке, то при технических возможностях того времени спасти роспись от уничтожения не удалось. Единственное, что мог сделать в тех условиях Орехов – сфотографировать её. Это фото «Распятия» дошло до наших дней. Именно оно и станет основой будущей мозаики. К счастью, ещё в 1980-е годы сотрудникам музея удалось поговорить с теми прихожанами Крестовоздвиженской церкви, которые помнили колорит росписи. По их рассказам удалось реконструировать «Распятие» в цвете, конечно, относительном. Это не первая попытка создать мозаичное панно по картону К.С. Петрова-Водкина. На Введенском кладбище в Москве в мавзолее семейства мукомолов Эрлангер находится мозаика «Христос-Сеятель», выполненная в известной мозаичной мастерской В.А. Фролова в Петербурге в 1914 году по картону, созданному Кузьмой Сергеевичем.
Роспись К.С. Петрова-Водкина была больших размеров – 5м х 3м, размеры будущей мозаики меньше росписи – 3м36 см х 1м38 см, но в целом все пропорции соблюдены, и в этом могли убедиться нынешние прихожане Крестовоздвиженской церкви (бывшей Покровской) во главе с отцом Павлом, делавшие примерку баннера. Мозаику будут делать в творческой мастерской Воронежа. Будем надеяться, что в этом году мы сможем её увидеть на алтарной стене храма.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: